Академики Российской Академии наук, подписавшие письмо с протестом против попыток директора ФСБ реабилитировать организаторов репрессий 30-х годов – это не люди, которые неожиданно прозрели и осознали последствия путинского правления. Это члены клуба 1 июля, которые и до этого выступали против попыток российских властей вмешиваться в научную деятельность. К тому же – небольшая кучка членов этого клуба. Диссиденты из диссидентов. Вся другая научная и творческая общественность, все эти мерзавцы, которые поддержали своего фюрера в захвате Крыма и Донбасса – молчит, как будто ничего не произошло.
Для меня ничего нового в этом нет. Я читал, как после хрущевской оттепели большинство ее энтузиастов стала верными брежневцами и не вспоминала о робком привкусе свободы. Я собственными глазами видел, как после знаменитого «письма Нины Андреевой» в «Советской России» мои коллеги-сторонники горбачевской перестройки на несколько недель превратились в ее критиков и снова вернулись к «идеалам» после того, как получили соответствующее указание из ЦК КПСС.
Проблема россиян как нации, что у них всех – от президента до уборщика, от академика до таксиста – нет никаких ценностей, никакой морали, никаких задач, кроме одной – выжить. И я не буду упрекать их за это. В ужасной стране, которая может за несколько лет уничтожить миллионы своих граждан и даже за 80 лет после этого верить в целесообразность такого преступления, не может быть других задач.
Наша сложность в том, что за столетия жизни вместе с русскими украинцы унаследовали у них эту единственную ценность и продолжают жить в ее парадигме, парадигме неуважения к человеку, безответственности, приспособленчества и коллективной лжи. Задача украинского государственника – не просто построить Украину. Мы должны отучить украинцев от необходимости выживать и дать им возможность жить. Просто жить.
Виталий Портников / Facebook