п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Виталий Портников: Почему Путин – это Брежнев сегодня Нынешний президент России приближается к «золотому стандарту» брежневизма

35 лет назад радиостанции и телеканалы Советского Союза начали транслировать траурную музыку: населению решили сообщить о смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Брежнев тяжело заболел задолго до своей смерти, фактически перестал работать, но сам факт его пребывания на высших должностях в «империи зла» символизировал для партийной элиты и населения ту же стабильность, которую теперь принято называть застоем.

Советские люди, измученные этой стабильностью дефицита и серости, ожидали перемен – и они к ним пришли. Смерть Брежнева открыла эпоху ожесточенной борьбы за власть, попыток реформ, перестройки и гласности. В конце концов, государство, которым руководил Леонид Брежнев, исчезло с политической карты мира. И начались настоящие изменения – потому что без демонтажа Советского Союза они были просто невозможны. Именно этот демонтаж позволил увидеть, чего на самом деле хотели теперь уже бывшие советские люди.

Новые «кремлевские старцы» напали на Грузию и Украину

В России изменения фактически завершились в начале нового тысячелетия, когда по решению стареющего президента Бориса Ельцина к власти пришел молодой чекист Владимир Путин. Ельцина в конце его правления тоже сравнивали с Брежневым – он был не очень здоров, не всегда адекватный, принимал решения с помощью окружения. Но сейчас, спустя 17 лет, ясно, что на Брежнева похож Путин. Ведь Брежнев тоже пришел к власти относительно молодым человеком – и практически законсервировал систему власти. Руководители страны и регионов при нем в большинстве своем оставляли кабинеты только когда умирали. Путин приближается к этому «золотому стандарту» брежневизма.

Брежневский режим пытался сделать вид, что живет по правилам цивилизованного мира, но становился агрессивным, когда речь шла о сфере влияния «кремлевских старцев» – вспомним о вторжении в Чехословакию и Афганистан, угрозы Польше, генерирование нестабильности в Африке и Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Новые «кремлевские старцы» напали на Грузию и Украину, поддерживают авторитаризм на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. При этом россияне живут при новом «застое» лучше, чем в 90-х годах. Примерно так отзывались об эпохе Брежнева. Так что Путин – это Брежнев сегодня.

Разница между украинцами и россиянами

А теперь посмотрим на Украину – Брежнев родился в этой стране и способствовал многолетнему пребыванию у власти в Киеве своего земляка Владимира Щербицкого. В те годы Украина мало чем отличалась от Российской Федерации. Однако как самостоятельное государство Украина стала развиваться совсем иначе.

В отличие от россиян, которые застыли в брежневизме как муха в янтаре, украинцы не знали ни десятилетия мнимой стабильности. Пять президентов, два восстания, постоянная конкуренция и политическая борьба, запрос на перемены. В России смотрят на все это с ужасом – здесь привыкли воспринимать развитие как хаос и катастрофу, а застой – как благо. Именно поэтому россияне ностальгически вспоминают «дорогого Леонида Ильича» и поддерживают «дорогого Владимира Владимировича», а для украинцев и Брежнев, и Путин – персонажи из чужой неутешительной истории.


Виталий Портников / Радио Свобода
Поділіться цим