В сербском Белграде в минувшую субботу прошла встреча, вторая по счету, спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера и советника президента РФ Владислава Суркова, которого еще именуют «смотрящим» по Донбассу. Переговоры окутаны тайной, и даже местные СМИ не смогли разжиться из источников информацией о ее ходе кроме очевидных посылов: на повестке дня ситуация на Донбассе, миротворческая миссия ООН, Минские соглашения.
С другой стороны, ход беседы, может, и остается неизвестным, но сам Волкер накануне не молчал – раскрыл ее суть, смыслы, векторы. В том числе и в интервью «Газета.ru», опубликованном 6 октября. Интервью не вызвало удивления, ведь Волкер с самого начала дал понять, что кружить в танце с Кремлем не собирается. Потому любые намеки на проблемы c «нехорошей» Украиной, в том числе с выполнением «Минска», либо пресекались, либо переводились на то, что именно Россия является главным раздражителем конфликта на Донбассе. Если описать тональность интервью одной фразой, то это: «Россия слишком далеко зашла с военным присутствием в Украине». Точка.
Почему же Белград? Ну, во-первых, Волкер наотрез отказался ехать в Москву. Это был сигнал: игра будет вестись по правилам Вашингтона. Но и не таким образом, чтобы гордая встающая с колен воротила нос. В Европу Суркову из-за санкций доступ запрещен, а потому Сербия выглядит как предложение Москве сохранить лицо. Белград признает территориальную целостность Украины, но и санкции против РФ не вводит. Потому-то Сербию так любят российские лидеры и «нужные» эксперты, каждое мероприятие в европейской стране превращающие в пиар-акцию. Там сильны прокремлевские настроения, и балканское государство частенько затягивает в омут «русского мира». Плюс пансербизм россиянам, в том числе Суркову, вещь знакомая и понятная. Великая Сербия, Великая Русь. Найди 10 отличий, как говорится. Но при этом Сербия уже тесно интегрирована в европейскую политику и половина населения стремится в ЕС. Вот Белград и стал золотой серединой.
Это первый компромисс со стороны США. Второй предоставила уже Украина, хотя это и привело к шквалу критики и дымовой шашке в Верховной Раде. Речь о двух законах, принятых на прошлой неделе. Первый признал Россию страной-оккупантом и агрессором, что закрывает двери на Донбасс «голубым каскам» из РФ. Кремль ожидаемо это возмутило, и он назвал закон «неприемлемым». Но к кнуту добавлен был и пряник — формальное продление на год закона об особом статусе в ОРДЛО.
Хотя кнутов было все же больше. Например, летальное оружие, предоставление которого интенсивно обсуждается в Вашингтоне и которое нервирует российскую сторону. Волкер, по крайней мере публично, на фоне встречи не распространялся о вероятности поставок, но сохранил эту тему в качестве рычага давления. В частности, подчеркнул, что война идет на территории Украины, а каждая страна, согласно 51-й статье Устава ООН, имеет право защищаться.
«Мы готовы обсуждать все, что готов обсуждать господин Сурков, в этом смысл встречи», – многозначительно добавил бывший цэрэушник. А от опостылевшего тезиса РФ о том, что Штаты говорят о россиянах на Донбассе, однако доказательств так и не предоставили, Волкер попросту отмахнулся. Дескать, данных выше крыши в публичном доступе, включая спутниковые снимки, допросы «заблудившихся» украинскими спецслужбами, соцсети и т.п. Вашингтону, по его словам, нет нужды что-то доказывать.
И если уж зашла речь об ООН. Еще один кнут: отвергнутая инициатива Москвы относительно миротворцев на линии разграничения и защита наблюдателей ОБСЕ вместо всей территории ОРДЛО и украинско-российской границы. «Обсуждался проект резолюции Организации Объединенных Наций, предложенный Россией. Было найдено общее понимание ряда позиций. Большинство разногласий, которые возникли, были признаны непреодолимыми», – добавил спецпредставитель Госдепа.
То есть идее Кремля однозначное «нет». Ситуация была бы патовой, если бы к 72-й сессии Генассамблеи президент США Дональд Трамп не анонсировал конкретные планы по реформированию ООН. В России резонно боятся, что реформы лишат их возможности ветировать налево и направо. Выходит, что инициативу Кремля по миротворцам уже похоронили, а другие форматы вполне жизнеспособны.
В совокупности законы по Донбассу, летальное оружие, «голубые каски» – похоже на то, что метафорически Кремлю одели шоры и манят морковкой на удочке. Игры кончились. И надежды россиян на Трампа уже давно неактуальны. В РФ – да, один человек с группой приближенных может подчинить себе все. В Штатах, напротив, государственная система, стоящая на прочных институтах, если так можно выразиться, пропустила республиканца-популиста через политическую мясорубку. Полученный на выходе президент может оставаться при своем мнении и взглядах (их никто у него не заберет), может продолжать «чудить», но нашептывать и реализовывать контрверсийные для Штатов планы тоже уже некому. Потому со стороны нынешнего Белого дома меньше сюрпризов, больше тактики, рационализма, принципиальности.
Переговоры и общая позиция Курта Волкера показали, в диалоге с Москвой во главу угла ставится Украина. Да, есть КНДР, есть Иран, есть Сирия. С ними всеми так или иначе РФ связана. Но санкции будут отменяться, когда Путин начнет работать на реальный мир на востоке Украины. Вашингтон, со слов Волкера, готов к улучшению отношений. Грубо говоря, в некоторой мере «простить» политику Кремля в отношении этих трех режимов. На первых порах.
И спикер Кремля Дмитрий Песков, комментируя накануне встречу Волкера и Суркова, был отчасти прав, когда сказал, что цель переговоров – «сверить часы» между двумя государствами. Исходя из текущей внешнеполитической модели США, Вашингтон постоянно дает понять Москве, что часики на самом деле тикают не в пользу Белокаменной. Путин не молодеет, экономика РФ не выздоравливает из-за санкций, геополитические интрижки не дают ожидаемого результата. Да и ресурсные базы 240-летней демократии и страны, утратившей даже видимость демократии, несравнимы.
Потому субботняя беседа Волкера и Суркова за закрытыми дверями в Белграде проходила далеко не под эгидой 65-летия президента РФ. Оглядываясь назад в прошлое и обращаясь к символизму исторических дат, куда красноречивее выглядит достигнутая в Дамбартон-Оксе 7 октября 1944 г. договоренность между США, Великобританией, СССР и Китаем заменить Лигу Наций Организацией Объединенных Наций. Как сигнал к масштабным изменениям в международной политической картине в то время, как Россия готовится к президентским выборам.
Владислав Гирман / Деловая столица