Приближение очередных или внеочередных выборов заставляет политические силы идти на консолидацию. Сейчас вырисовываются два лагеря объединения – новая партия власти (где за первенство будут бороться лидеры БПП и «Народного фронта» Арсения Яценюка) и новая партия оппозиции (процесс ее создания активизировал Михеил Саакашвили). Политическая турбулентность, внутренние конфликты и противостояния, а также амбиции лидеров очень усложняют этот процесс. Как происходят закулисные переговоры, каковы сценарии возможных объединений, кто является «джокерами» на украинской политической арене и что известно из источников в украинском политикуме о главных интригах нынешнего политсезона, рассказал и проанализировал в статье для Апострофа эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко.
Партия власти
В процессе объединения президентского «Блока Петра Порошенко» и его партнеров по коалиции – «Народного фронта» – участвует несколько групп: 1) президент и его ближайшие соратники (заместители главы фракции БПП Игорь Кононенко и Сергей Березенко, нардеп от БПП Игорь Грынив, генпрокурор Юрий Луценко и другие); 2) действующий премьер Владимир Гройсман; 3) секретарь СНБО Александр Турчинов и его окружение; 4) министр внутренних дел Арсен Аваков и его депутаты; 5) бывший премьер-министр Арсений Яценюк и его часть депутатов-«фронтовиков»; 6) группа спикера Верховной Рады Андрея Парубия.
Среди лидеров нового будущего объединения одним из основных является спор о партийной квоте – 50/50 или 70/30 в пользу БПП. Отдельный дискуссионный вопрос – распределение мажоритарных округов.
Эти два проблемных вопроса стали причиной прекращения разговоров о новом премьере, ротации министров и других кадровых назначениях. Еще до начала осени активно обсуждалась замена «слишком самостоятельного» Гройсмана на представителя НФ, секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины Александра Турчинова. Свое желание стать премьером не скрывал и Юрий Луценко, который в рамках возглавляемой им Генеральной прокуратуры начал активно возбуждать уголовные дела в отношении как депутатов, так и министров. Все это в совокупности делает перспективы подобного объединения очень проблематичными. Да и каждый игрок имеет свои интересы и амбиции.
Президент и БПП. Банковая демонстрирует большую самоуверенность в своих силах и занимает гегемонистскую позицию по отношению к своим партнерам. Представители «Блока Петра Порошенко» выступают против объединения с «Народным фронтом» в формате 50/50. В БПП уверены в однозначном выходе Петра Порошенко во второй тур президентских выборов и главной своей задачей считают поиск удобного спарринг-партнера. Для БПП победа на президентских выборах (в 2019 году) станет залогом успешности парламентских выборов, поскольку многие партии будут так или иначе ориентироваться на новоизбранного президента. Окружение Порошенко также уверено в безальтернативности поддержки западными партнерами именно действующего президента, поскольку он понятен и удобен для них. Также на Банковой не верят в объединение оппозиции, считая этот формат новой «каневской четверкой» (нежизнеспособным объединением нескольких политических сил). Кроме всего прочего, команда президента верит, что сейчас в Украине невозможен олигархический переворот, который мог бы создать мощного конкурента Порошенко на будущих выборах.
Группы Яценюка и Турчинова. В «Народном фронте» нет единого взгляда на подобное объединение. Лидер политсилы Арсений Яценюк говорит о новой общей партии, а секретарь СНБО Александр Турчинов – лишь об общем «движении», которое не предусматривает слияния партийных структур. Некоторые депутаты-«фронтовики» называют подобный союз «Титаником», предсказывая ему трагическую судьбу известного корабля. Сторонники Турчинова уверены, что не стоит спешить, а лучше усилить имеющуюся команду новыми лицами.
После «сватания» Турчинова на место премьера отношения между ним и Яценюком стали довольно прохладными. Дело в том, что до этого Порошенко активно предлагал Яценюку должность главы Нацбанка и даже пост премьера. Но пока лидер НФ думал, у президента возник план с Турчиновым. К причинам такого охлаждения также можно отнести частую игру секретаря СНБО на стороне президента. Например, именно Турчинов активно советовал Яценюку уйти с должности премьера и не спорить с президентом. Также Турчинов выступил против инициированных Яценюком изменений к Конституции, которые предусматривали уменьшение полномочий главы государства.
Группа Авакова. Отдельную игру в этом процессе ведет министр внутренних дел Арсен Аваков, на которого ориентируется значительная часть депутатов НФ и не только этой политической силы. Он держится в стороне от вышеупомянутых процессов и занимает выжидательную позицию. Аваков имеет очень хорошее положение и прекрасно понимает возможный выигрыш при любом исходе противостояния Порошенко с его соперниками, в частности, с лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко. В последнее время у Авакова сложные отношения с Луценко, особенно после внесения последним представления на снятие депутатской неприкосновенности с нардепа от НФ Евгения Дейдея, близкого к главе МВД. Также ухудшила отношения между силовиками история с обысками в доме заместителя главы МВД Вадима Трояна. Без преувеличения можно сказать, что ключевым вопросом потенциального союза будут взаимоотношения между Аваковым и Порошенко, которые на данный момент можно охарактеризовать, как откровенно неприязненные.
Группа Гройсмана. При своих интересах остается и премьер Владимир Гройсман, которому становится все более тесно под опекой президента и который серьезно думает о собственном политическом проекте. Он стремится держать контакт со всеми ключевыми игроками и при необходимости готов стать альтернативным объединяющим кандидатом. Сейчас на посту главы правительства он стремится получить максимальные электоральные бонусы для будущих выборов.
Группа Парубия. Действующий спикер парламента Андрей Парубий и его окружение пока не проявляют особой активности. Как и Аваков, они занимают выжидательную позицию, но готовы выслушивать предложения своих коллег.
Возможным, хотя и очень маловероятным, является образование политического союза Луценко-Турчинов. Оба политика отрицают подобные переговоры, но совместная «акция» против министра финансов Александра Данилюка, который «мешал» оборонному заказу, является свидетельством хорошей коммуникации между Луценко и Турчиновым.
В любом случае переговоры об объединении «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» будут сверхсложными, они будут сопровождаться постоянными скандалами и демаршами тех или иных участников. Кроме того, открытым остается вопрос об электоральном будущем образованного «гиганта», ведь одним административным ресурсом выборы не выигрываются, а социально-экономическая ситуация и отсутствие «историй успеха» реформ не играют на руку провластной политической силе.
Объединение НФ и БПП может состояться до конца нового политического сезона – до декабря 2017 года. Если же договориться все-таки не получится, то стоит ожидать самостоятельной игры двух партий и даже развала коалиции. Инициатором в таком случае может стать «Народный фронт», который пойдет путем ребрендинга, а его лидер Арсений Яценюк выдвинет свою кандидатуру в президенты. Хотя возможен также и вариант сохранения статус-кво вплоть до выборов президента, а новая политическая сила может образоваться сразу после их окончания при условии победы Петра Порошенко.
Новая оппозиция?
С прорывом через границу Михеила Саакашвили был запущен процесс объединения так называемых «демократических проевропейских оппозиционных сил». Анонсировала подобный союз Юлия Тимошенко, которая активно помогала экс-главе Одесской ОГА вернуться в Украину. Не совсем адекватные шаги власти фактически вложили в руки части оппозиции «флаг» для активизации протестных настроений и создали почву для начала ее объединения. Если раньше оппозиция была разрозненной и постоянно ссорилась между собой, а власть всячески способствовала подобным конфликтам, то теперь ситуация может кардинально измениться.
Хедлайнерами подобного объединения выступают «Рух новых сил» Михеила Саакашвили, «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Самопомич» Андрея Садового, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, движение «Справедливость» Валентина Наливайченко, а также часть «еврооптимистов». Скорее всего, речь идет не о создании единой политической силы, а о координации действий этих политических сил в направлении назначения внеочередных парламентских выборов.
Ситуация с Саакашвили выгодна и союзникам Порошенко из «Народного фронта». Экс-губернатор непосредственно критикует президента, предусмотрительно умалчивая о роли других представителей коалиции. НФ как младший партнер может использовать эту ситуацию для ослабления президента и укрепления позиции в отношениях с Банковой.
С возвращением в Украину Саакашвили украинская власть (в первую очередь президент) оказалась в ситуации цугцванга, при которой любое ее действие будет вести к ухудшению положения. В свою очередь, «новая оппозиция» получила хороший толчок к объединению и консолидации усилий минимум в направлении приближения досрочных выборов. Сейчас начинает вырисовываться антипорошенковская оппозиция, которая, учитывая социологические данные, имеет достаточно серьезный потенциал.
Ожидается, что Саакашвили планирует подогреть ситуацию до середины октября, когда Порошенко будет вынужден ставить на голосование в Раду непопулярные законопроекты – будь то закон, касающийся временно оккупированных территорий Донбасса, пенсионная или земельная реформы — или же совершит какой-нибудь промах, что позволит снова поднять волну возмущения, на гребне которой можно будет заставить власть объявить досрочные выборы. Но вместе с тем в окружении политика понимают, что Россия и ее агенты влияния могут использовать действия Саакашвили для еще большей дестабилизации ситуации в стране. Любой акт во время протестов – убийство, взрыв, массовое избиение – может легко привести к неконтролируемой ситуации с непредсказуемыми результатами. Именно это и сдерживает экс-президента Грузии. И еще больше это сдерживает политические силы, которые хотели бы использовать его как таран на пути к власти, но боятся, что с этим тараном страна может погрузиться в хаос. Ближайшее время покажет, кто все-таки контролирует ситуацию в государстве и в каком направлении она будет развиваться: очищение, перезагрузка и выборы или же дестабилизация и хаос.
Другие силы
Рассматривая два основных политических лагеря объединения в Украине, не стоит игнорировать и других политических акторов, которые сейчас играют роль статистов, но имеют потенциал влияния на ситуацию.
Оппозиционный блок. Оппоблок так и не может выйти из внутренних противоречий и дальше занимает позицию выжидания. Сейчас здесь есть две крупнейшие группы: группа Ахметова и группа Фирташа-Левочкина. Первая очень активно сотрудничает с Банковой, вторая больше стремится к перевыборам, поскольку считает, что Порошенко не выполнил предварительные договоренности с ними. Несмотря на подобные противоречия, Оппоблок пока что сохраняет свою целостность. Неудачи политических оппонентов минимум дважды приводили предшественников этой политической силы к власти, однако в нынешней ситуации – в условиях аннексии Крыма и конфликта на Донбассе – стратегия ожидания и победы через консолидацию протестного электората в южных и восточных областях может не сработать. Поэтому не исключается формальный или неформальный альянс Оппоблока с другими оппозиционными силами и образование «широкой антипорошенковской коалиции». Или же они могут подставить плечо действующей власти и стать ее неофициальным партнерами.
Радикальная партия Олега Ляшко. Пока «радикалы» не имеют существенного влияния на политический процесс. Они больше тяготеют к Банковой, именно они стали главным рупором лишения Саакашвили гражданства, а также критиками и «разоблачителями» Тимошенко в публичной сфере, сам Ляшко неоднократно называл лидера «Батькивщины» «московской кукушкой». Учитывая это, вхождение в новое оппозиционное движение для РП является очень затруднительным.
УДАР. Еще одним игроком, о котором нечасто вспоминают, является Виталий Кличко со своей политической силой. Несмотря на официальное объявление об объединении усилий БПП и УДАРа в августе 2015 года, региональные партийные структуры партии Кличко ликвидированы не были, а только переведены в замороженное состояние. Это говорит о возможном желании мэра Киева и спонсоров партии возобновить работу с приближением каких-либо выборов. Сейчас рейтинг УДАРа находится на уровне статистической погрешности, хотя рейтинг самого Кличко имеет положительную динамику. Вполне возможно, что в переговорном процессе о создании единой партии власти с участием БПП и НФ может появиться и УДАР. Как бы там ни было, Кличко может создать нежелательную конкуренцию Порошенко на президентских выборах, поэтому его интересы Банковая обязана учитывать, а вот удовлетворятся ли Кличко и его спонсоры Киевом – это открытый вопрос.
«Джокеры». Одним из политических «джокеров» можно считать Святослава Вакарчука, который, по данным источников и ряда СМИ, опирается на поддержку украинского олигарха Виктора Пинчука и российского бизнесмена Михаила Фридмана. Сейчас сложно говорить о перспективах и направленности подобного политического проекта, но нельзя не заметить активизации публичных выступлений музыканта, которые сопровождаются отстаиванием активной гражданской позиции по актуальным для украинского общества вопросам. Трудно игнорировать тот факт, что его жизненная позиция (не говоря уже о творчестве) находит реальную поддержку среди большого числа граждан, особенно молодежи. Но не исключен вариант его участия в выборах в качестве удобного второго номера для Порошенко.
Своеобразным ответом Виктору Пинчуку от Игоря Коломойского может быть кандидатура шоумена Владимира Зеленского, который может выступить в роли еще одного «джокера» украинской политики. По данным разных закрытых социологических опросов, и Вакарчук, и Зеленский имеют шансы выйти во второй тур президентских выборов.
«Праворадикалы». Отдельным центром объединения выступают правые политические силы, например, ВО «Свобода», «Национальный корпус», «Правый сектор» и тому подобные. Названные политические силы давно ведут разговоры об общем политическом будущем и уже проводили несколько совместных акций. Но речь о слиянии в единую партию пока не идет – лишь о координации действий и, возможно, о формировании единого списка на выборах. «Куратором» таких формирований, по данным ряда источников, называют Арсена Авакова.
В целом нынешние политико-объединительные процессы можно охарактеризовать выражением «договариваться со всеми, не доверяя никому». До проведения выборов в Украине будут два основных театра политической войны: 1) по линии «власть vs оппозиция»; 2) внутри правящей коалиции, поскольку все участники опираются на одни и те же электоральные группы. Одним из решающих факторов успешности объединений и дальнейшей стабильности политической системы является позиция олигархов.
В олигархическом лагере при этом сейчас существует две основные группы: первая – Коломойский, Фирташ, Левочкин, которые стремятся сменить нынешнюю политическую элиту и вернуть себе утраченные позиции; вторая – Пинчук и Ахметов, которые стремятся к стабильности и сохранению нынешнего расклада политических сил. От того, кто возьмет верх и насколько далеко захочет пойти, будут зависеть контуры будущей политической карты Украины.