понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Додон и 57 молдовских солдат Кому нужна политика целенаправленного разрушения армии Молдовы?

Молдову явно штормит. Неутихающие «волны» вызваны незаконно расквартированными на территории непризнанного Приднестровья войсками и вооружением, на полном выводе которых настаивает правительство и парламент страны. А против вывода российских войск из Приднестровского региона выступает президент Игорь Додон, пишет Зинаида Гурская для Укринформа.

Однако, едва «горячая фаза» споров стала остывать, как в начале сентября разразился новый скандал, повлекший за собой и новый виток политической конфронтации между премьер-министром Павлом Филиппом и президентом Игорем Додоном. На этот раз «политическая война», как ее назвали молдовские журналисты, между правительством и президентом вспыхнула из-за участия (или неучастия) молдовского воинского контингента в традиционных военных учениях «RapidTrident», которые ежегодно проводятся на территории Украины.

При этом можно только предполагать, какие чувства переполняли тех 57 молдовских военнослужащих, которым правительство и президент страны поочередно зажигали то красный, то зеленый свет: «ехать» им или «не ехать» на учения в Украину. За тем, «чий тато дужчий», как говорят в Украине, наблюдает вся страна.

О сути

Как предусматривает законная процедура, заместитель министра обороны (должность министра остается вакантной после увольнения Анатолия Шалару – уже почти девяти месяцев) Георге Галбура обратился к Главнокомандующему с письмом о том, что молдовские военные готовятся к отбытию в Украину для участия в международных учениях. Президент, через секретаря Высшего совета безопасности, принял решение запретить выезд в Украину. Глава Кабмина Павел Филипп взял инициативу «в свои руки» и предложил правительству принять отдельное постановление об участии молдовских военнослужащих в военных учениях.

Аргумент премьера выглядел убедительным. «Не думаю, что кто-то заинтересован, чтобы у нас была слабая армия, а любые учения лишь способствуют повышению профессионализма военнослужащих», – заявил Филипп.

Однако президенту, видимо, этого показалось недостаточно, и он приостановил решение правительства, обвинив исполнительный орган в нарушении закона о государственной безопасности. Вопрос завис. И тогда в спор вмешались эксперты в области конституционного права.

Бывший член Конституционного суда Молдовы Николае Осмокеску заявил в этой связи, что президентский запрет не имеет юридической силы до тех пор, пока вердикт по этому вопросу не вынесет Конституционный суд. Аналогичное мнение высказал и экс-председатель Конституционного суда Александру Тэнасе. Незамедлительно последовала и реакция правительства, заявившего через пресс-секретаря премьера о том, что решение Кабмина законное, и что молдовские военные все же поедут повышать свой профессиональный уровень в Украину. Вопрос, казалось бы, решен,  но все оказалось не так просто.

Какая армия, такой и нейтралитет…

Если логическим итогом не утихших еще споров вокруг вывода российских войск и вооружения из Приднестровья стало обращение Молдовы в Организацию Объединенных Наций с просьбой включить этот вопрос в повестку дня заседания Генеральной ассамблеи, то война заявлений народ как-то разочаровала и не вызвала ничего, кроме недоумения. При этом обнажились некоторые находящиеся до этого в тени проблемы.

Главным аргументом президента Игоря Додона, запретившего Национальной армии вообще принимать участие в каких-либо военных учениях за пределами страны, служит конституционный нейтралитет Молдовы. Именно по этой причине молдовские военнослужащие «пропустили» уже пять международных учений.

Подавляющее же большинство экспертов, среди которых и бывшие руководители министерства обороны страны, убеждены в том, что статус нейтрального государства не может означать запрет на профессиональный рост военнослужащих. И настаивают на том, что нейтралитету любого государства нужна мощная и надежная защита. А что может быть надежнее, чем хорошо подготовленные и оснащенные по современным требованиям Вооруженные силы страны. Ряд экспертов и политологов, анализируя непростую ситуацию в регионе, в особенности после агрессии России против Украины, призывают пересмотреть конституционную статью о нейтралитете государства.

Как отметил бывший министр обороны Молдовы Виталие Маринуца, «у нейтралитета любого государства слишком высокая цена – и моральная, и материальная», открыто указывая на необходимость повышения  обороноспособности страны и профессиональной подготовки военнослужащих. Маринуца напомнил при этом президенту, что в то время, как армия непризнанного Приднестровья постоянно совершенствуется, причем не без помощи Ограниченной группы российских войск в регионе, Молдова не только не увеличивает расходы на оборону, но и отказывается от участия в международных учениях. Что, безусловно, подрывает моральное состояние военнослужащих и авторитет самой армии.

Нелишне напомнить, что на международные учения госбюджет страны не тратит, как говорится, «ни копейки», все финансовые средства на эти цели выделяются международными партнерами. Экс-министр обороны, ныне руководитель оппозиционной Либерально-демократической партии, политолог Виорел Чиботару, в свою очередь, напомнил о том, что  Швейцария тоже нейтральное государство, но у нее одна из самых мощных оборонных систем в мире.

Золушка на службе о государства

Куда более жестко высказался на этот счет Анатол Шалару, отправленный президентом Игорем Додоном в отставку с поста министра обороны Молдовы в начале 2017 года. Шалару открыто обвинил президента в том, что «он защищает в Молдове интересы Российской Федерации и проводит целенаправленную политику на развал молдовской национальной армии». По его словам, если президент и далее будет действовать в том же духе, то Национальная армия Молдовы рискует оказаться в полной изоляции, что категорически неприемлемо в сегодняшней ситуации.

Экс-министр привел, в качестве примера, решение правительства США о приостановке финансовой помощи для Национальной армии Молдовы в связи с неучастием молдовских военнослужащих в международных учениях.

По последним статистическим данным, оборонный бюджет страны на 2017 год чуть более 32 миллионов долларов (около 0,4% от ВВП), причем из этой суммы лишь 3% средств предусмотрены на капитальные вложения в армию. При этом среднемесячная зарплата военнослужащих не превышает 250 долларов. Высказавшись о «скромном» финансировании вооруженных сил страны, экс-министр назвал Национальную армию «Золушкой на службе у государства».

Вставший ребром вопрос об участии молдовских военнослужащих в международных учениях в Украине, благодаря вмешательству правительства, казалось бы, урегулирован. Но это не значит, что проблема исчезла, как таковая. Нет никакой гарантии, что в скором времени она опять не нарисуется на горизонте.

Ведь, собственно, и нынешний конфликт – рано считать полностью исчерпанным. После опубликования (в ночь со среды на четверг) решения правительства об участии военных в учениях в Официальном Мониторе, президент Игорь Додон подписал указ о приостановлении решения Кабмина. Более того, он пообещал наказать военных (вплоть до понижения в званиях), которые все же поехали на учения в Украину.

Остается дождаться решения Конституционного суда по этому вопросу, чтобы расставить точки над «і». А чтобы в последующем избежать ненужных и бессмысленных споров, особенно в сфере безопасности государства, глава правительства Молдовы Павел Филипп уже поручил министру юстиции Владимиру Чеботарю пересмотреть соответствующую законодательную базу.



Поділіться цим