Вице-президент США Майк Пенс сейчас находится на последнем этапе своего мирового турне по странам, которые входят в так называемую зону риска. По странам, чьи членство и интеграция в Североатлантический союз очень волнует Кремль, и он реагирует соответственно, – пытается влиять и манипулировать, – пишет Владислав Гирман для Деловой столицы. – Речь об Эстонии, имеющей схожие с украинскими проблемы с «русским миром» на границе; Грузии, территории которой Москва оккупировала почти 10 лет назад; и Черногории — новоиспеченного члена НАТО, что лишило россиян надежд на присутствие в мягком подбрюшье Европы.
31 июля вечером Пенс прибыл в Тбилиси, а покинул грузинскую столицу 1 августа. И уже в среду поднимал бокал в Черногории. Для всех союзников, да и Кремля у него один посыл – будущее этой страны с Западом. Но его заявления в Тбилиси и на авиабазе Вазиани в поселке Алексеевка Украине интересны более всего.
Курс грузин на Запад дает основания надеяться на получение надежной защиты от РФ. Потому-то на повестке дня также стоит усиление сотрудничества Грузии и Украины после визита Петра Порошенко. Следовательно, политика США, являющихся главным партнером Украины, в отношении Грузии также затрагивает и Киев. А Майк Пенс в Тбилиси затронул несколько важных вопросов.
Во-первых, вице-президент передал позицию Белого дома касательно оккупированных Абхазии и Южной Осетии. «Сегодня в 40 километрах от этого места на оккупированной грузинской территории расположены российские танки. 20% территории Грузии оккупированы. И я подчеркиваю, что США твердо поддерживают территориальную целостность Грузии. Мы делаем это с того дня, как российские танки в 2008 году осуществили оккупацию Грузии в Абхазии и Южной Осетии. И мы продолжим стоять на этой позиции», – сказал он, подчеркнув, что верит: настанет день, когда Грузия вернет украденное россиянами.
Конечно же, с развитием государственных институтов и экономики такой день для Тбилиси настанет скорее. Потому в задачи Вашингтона входит поддержка кавказского государства не только посредством совместным военных учений вроде «Достойный партнер-2017», но и сотрудничеством в сферах экономики.
Опять-таки, нельзя забывать о страсти Кремля сеять хаос как уже незыблемой составляющей государственной политики России. Даже если Штаты и Евросоюз будут работать над возвращением Абхазии и Южной Осетии, а также активно помогать Грузии выстраивать еще более «стрессоустойчивое» государство, от российского вмешательства Тбилиси застрахован не будет. Впрочем, как и Украина.
Пенсу на пресс-конференции такой вопрос корреспондент The Washington Post Эшли Паркер в лоб и задала: «Защитят ли США Грузию в случае нападения России?». Она вспомнила разговоры об отправке Россией 100 тыс. человек к границам НАТО, и отсюда и вывела свой вопрос, не забыв напомнить Пенсу его же слова о поддержке стремления Грузии в НАТО. Вице-президент дал такой ответ: «Президент Трамп направил меня в это турне, чтобы донести ясное послание до стран Балтии, Черногории и Грузии, что США поддерживают свободолюбивые страны, и мы делаем это не только на словах, но и доказываем на деле. Президент подчеркнул, что американский контингент ясно выражает, что мы верны нашим обязательствам. Что касается переброски Россией 100-тысячного контингента, то это еще одно подтверждение того, насколько важно, чтобы партнеры НАТО стояли на одной позиции. Я и Трамп верим, что можно иметь лучшие отношения с Россией, однако переговоры между двумя странами всегда начинаются с разделения позиций каждого партнера».
С одной стороны, это традиционно уклончивый ответ политика на острый и откровенный вопрос, с другой – Пенс все же дал понять, что закрывать глаза на агрессию РФ против Грузии, как в 2008 году, никто уже не станет. Прямого столкновения, наверное, не будет, если только россияне сдуру не атакуют американцев на базе Вазиани, куда они частенько заезжают и где совместно с НАТО сейчас строится новый учебный центр. Но точно будут новые жесткие санкции. Возможно, даже в отношении лично Путина, что уже давно обсуждают в Капитолии.
Кстати, завершая визит на этой авиабазе, Пенс заявил: «Мы стоим рядом с вами потому, что грузинская пословица гласит: «Сила в единстве». И грузинские партнеры остались довольны гостем из-за океана, а главное – тем, что вице-президент проартикулировал. Виртуально похлопал Пенса по плечу и давний антипатик Кремля – сенатор Джон Маккейн. Он в Twitter, комментируя материал о визите Пенса в Грузию, написал: «Молодец, вице-президент!». А вот в России остались очень недовольны. Песков пытался казаться хладнокровным, сказав, мол, нам все равно, что там грузины с американцами проворачивают, но главное, чтобы НАТО к нашим границам не приближался.
Естественно, страх РФ перед новыми альянсами распространяется и на Украину. Беды грузин и украинцев почти идентичны – оба народа стали жертвами агрессии России и потеряли часть своих территорий. Обе страны испытывают на себе эффект от кремлевской пропаганды и неразрывности связей многих представителей элиты с бывшим советским «центром». Сейчас же Тбилиси и Киев стремятся к значительно более тесной интеграции с Западом и НАТО. Потому очень важно и то, что Пенс от имени Трампа анонсировал новые санкции в отношении РФ, и то, что вице-президент своим «турне» показал тиски военного союза против Москвы. И нельзя не заметить, что Майк Пенс в некотором роде стал выполнять те же функции, что и его предшественник Джозеф Байден. Только будучи глубоко консервативным политиком, этот республиканец больше подходит на роль «ястреба мира», а не «голубя».