Последние несколько лет, без сомнения, можно назвать «гиперзвуковой гонкой» – сразу несколько стран заявили о создании и даже возможном принятии на вооружение нового оружия. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что речь идет не более чем о боеголовках баллистических ракет, которые попадают под определение гиперзвукового оружия с большой натяжкой. Ведь ключевой особенностью любого подобного оружия является возможность осуществления управляемого полета, в ходе которого гиперзвуковой аппарат может осуществлять маневр по высоте и по курсу движения, что недоступно (или ограничено доступно) для боеголовок, летящих по баллистической траектории.
Тем не менее Северная Корея 5 января 2022 г. заявила о том, что ее военными был произведен испытательный запуск новой гиперзвуковой ракеты. Судя по сообщению Центрального телеграфного агентства КНДР, ракета обладает «технологией бокового маневрирования управляемой отделяемой гиперзвуковой боевой частью и использует ампулизированное хранение жидкого топлива».
Буквально в ответ на это сообщение Южная Корея объявила о разработке гиперзвуковой ракеты Hycore — первые испытания нового оружия планируется провести в этом году.
А российские и китайские гиперзвуковые планирующие боевые блоки уже приняты на вооружение. Речь идет о комплексе «Авангард» на старой ракете УР-100Н УТТХ (на более современный «Сармат» его не удалось приспособить) и DF-17.
В тоже время американская военная промышленность сосредоточилась на разработке «чистого» гиперзвукового оружия — ракеты, которая может запускаться с воздушного или наземного носителя с полноценным использованием всех возможностей огромных скоростей. Судя по всему, в ближайшие годы на вооружение армии США будет принята система гиперзвукового ракетного оружия наземного базирования Hypersonic Weapons System (HWS).
На фоне такого интереса к новому направлению ракетной техники стоит сказать, что и в Украине все еще есть возможности для разработки гиперзвуковой крылатой ракеты. КБ «Южное» в советское время было привлечено к разработке ракеты Х-90, которая должна была разгоняться до скорости 4 Маха. До 1992 г., когда проект закрыли, было проведено как минимум семь успешных испытательных пусков. Впоследствии на базе именно этого проекта Х-90 россияне «вдруг» изобрели противокорабельную ракету «Циркон».
По всей видимости, именно наработками по Х-90 пользуются и днепровцы, которые продолжают работы в этом направлении. По крайней мере, такие выводы можно сделать из отрывочных сведений. Так, например, на стенде конструкторского бюро на выставке «Оружие и безопасность — 2017» демонстрировалось изображение перспективной гиперзвуковой ракеты.
В целом при сохранении общей концепции использования разгонного твердотопливного двигателя проект от КБ «Южное» отличается от того же «Циркона» наличием собственного перспективного прямоточного воздушно-реактивного двигателя, гораздо более мощного, чем тот, что устанавливался на Х-90. Главная особенность такого двигателя в том, что он не способен работать на скоростях менее 5 Махов, так как сжатый поток просто не прогревается до температур, которые нужны для полного сгорания топлива. Именно поэтому все известные гиперзвуковые летательные аппараты, оснащенные собственным двигателем, в любом случае разгоняются при помощи твердотопливного двигателя. Это позволяет достичь минимальной необходимой скорости для запуска гиперзвукового двигателя и продолжить полет в автономном режиме.
Однако достижение огромной скорости не является самоцелью конструкторов — современные системы ПВО проектировались сбивать объекты с еще большей скоростью. Важной характеристикой является система наведения, ведь при высоких температурах в ракете должна обеспечиваться правильная работа бортового радиоэлектронного оборудования, которое очень чувствительно к нагреву.
Достоверных данных о характеристиках разрабатываемой ракеты и общем продвижении проекта нет. Но, судя по некоторым инсайдам, речь может идти о скорости 5-6 Махов и дальности 1750-1800 км. Возможно, уже решена проблема ракетного топлива для разгонного твердотопливного двигателя и отработана (или близка к этому) система управления, которая может быть адаптирована для гиперзвуковой ракеты.
И тут мы подходим к важному вопросу — а кто оплачивает этот проект? Ведь в последние годы государственных вливаний в разработки КБ «Южное» нет. Поэтому с некоторыми оговорками можно предположить, что часть перспективных наукоемких разработок наши инженеры могут вести по иностранным контрактам. Подобные примеры есть — так, западные военные специалисты угадывают детали проекта «Блискавка» от «Южного» в облике сверхзвуковой ракетной системы HD-1A от китайской компании Guangdong Hongda Blasting.
В любом случае необходимо отметить, что Украина по-прежнему сохраняет достаточно высокий технологический потенциал, который позволяет ей оставаться в лидерах перспективного мирового рынка вооружений.
Михаил Жирохов / Деловая столица