Вашингтон и Москва готовят новую видеовстречу Джо Байдена и Владимира Путина. Об этом заявил сам Байден, а пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил, что разговор может состояться до конца года.
Одной из главных тем будет Украина. Можно ожидать, что будет обсуждено и предложение Владимира Зеленского, о котором он публично объявил в Брюсселе 15 декабря. Речь идет о создании нового переговорного формата в виде треугольника Россия — США — Украина.
Как рассказал Зеленский журналистам в Брюсселе, это будет формат, параллельный Нормандскому (Россия — Германия — Франция — Украина). «Мы за то, чтобы переговоры были в нескольких форматах», — подчеркнул он.
По словам Зеленского, он в телефонном разговоре с Байденом 9 декабря уже высказался за активное привлечение США к процессу мирного урегулирования на Донбассе. «Я бы хотел, чтобы они играли одну из главных, а не эпизодических ролей в мирном урегулировании. И если сложно присоединиться к Нормандскому формату, мы можем идти по параллельному треку, — пояснил он. — Мы готовы к трехсторонним саммитам. Но не может без Украины решаться что-то насчет Украины».
Зачем это Зеленскому
Зеленский сам озвучил своей главный интерес: он не хочет, чтобы судьба Украины решалась без Украины Вашингтоном и Москвой. Он понимает, что она будет решаться Вашингтоном и Москвой, и просит взять его туда третьим.
Если быть реалистами, то повестка дня переговоров Байдена и Путина гораздо шире войны на Донбассе. Крайне маловероятно, чтобы Байден и Путин прилетели куда-то, например в Женеву, только ради того, чтобы встретиться с Зеленским и втроем подписать какое-то коммюнике по итогам встречи.
Вероятно, Вашингтон и Москва в самом деле могут договориться о новых двусторонних переговорах Байдена и Путина. Также вполне вероятно, что на этих переговорах среди многих тем будет затронута и украинская, как это уже было на их переговорах в Женеве 16 июня.
Фактически Зеленский просит, если будут новые такие двусторонние переговоры, чтобы его туда пригласили посидеть на стульчике за дверью. А затем, когда Байден и Путин обо всем договорятся, чтобы его пустили внутрь и поставили в известность о достигнутых договоренностях конкретно по теме Украины. И тогда все трое смогут выйти к журналистам и сказать, что это они втроем договорились.
Зачем это Путину
Telegram-каналы, близкие к Банковой, уже начали гнать волну позитивных комментариев, дескать, трехсторонний саммит станет блестящей дипломатической победой Зеленского. В качестве примера такого восхваления приведем одну цитату: «Нужно привлекать нового, сильного игрока, и США в данной ситуации — «идеальный кандидат», образно говоря. Тем более что идея Зеленского и ее осуществление Ермаком на данном этапе полностью совпадает с интересами Белого дома. США всегда против Кремля использовали такую формулу — демонстрация силы, чтобы усадить за стол дипломатических переговоров, а при Байдене ставка на дипломатию стала как никогда сильна».
В общем, если идея трехстороннего саммита в каком-то виде будет реализована, Банковая будет рассказывать нам, что это Зеленский уговорил Байдена заставить Путина согласиться поговорить втроем. Однако в реальности все совсем не так.
У Путина уже есть формат переговоров с Украиной по Донбассу, признанный на международном уровне: Нормандский формат. И Байден не может ни силой, ни угрозой силы заставить Путина согласиться на какой-либо другой формат переговоров.
Путин может согласиться на новый формат (параллельный Нормандскому или даже вместо него) в единственном случае — если ему это будет выгодно. Подчеркнем: если Путин не ожидает выгоды от переговоров — он просто-напросто ставит их на паузу. Он согласился на переговоры в Нормандском формате в Париже 9 декабря 2019 г. именно потому, что ему была обещана выгода. Частично он получил желаемое в виде письменного согласия Зеленского на имплементацию в украинское законодательство пресловутой формулы Штайнмайера. Также Путин ожидал и других уступок, но в последний момент на переговорах в Париже Зеленский отказался. И пока Киев не согласится на эти уступки и не выполнит уже обещанное Зеленским, Путин будет держать переговорный процесс на паузе.
И вот тут мы подходим к главному вопросу: зачем Путину новый формат? Повторимся: если он согласится на новый формат, то он должен дать дополнительные выгоды по сравнению с Нормандским.
Таких выгод может быть две. Первая — это новый предмет переговоров. Нормандский формат жестко привязан к Минским договоренностям. Фактически и формально его задача заключается именно в том, чтобы организовать выполнение Минских договоренностей. А переговоры в формате треугольника Россия — США — Украина позволят начать все с чистого листа. Или взять только какую-то часть Минских договоренностей и к ней что-то добавить.
Кроме того, переговоры в треугольнике с США позволят включить в пакет договоренностей более широкий круг вопросов, чем только вопрос об ОРДЛО. Это могут быть, например, вопросы о геополитических уступках Украины, которых нет в Минских договоренностях. Более того, именно это и будет главным интересом России. Путин имеет большой список требований к Украине и наверняка постарается навязать Зеленскому хотя бы несколько пунктов.
Вторая выгода Путина от нового формата — это Байден. Точнее, давление Байдена на Зеленского. Как известно, в Нормандском формате лидеры Германии и Франции играют роль посредников и модераторов, но они не продемонстрировали большого желания давить на Киев. Путин может рассчитывать на то, что соглашения, которые будут подписаны в формате треугольника, будут гораздо более четкие, чем Минские договоренности, и что после их подписания Байден будет жестко добиваться от Киева строгого и своевременного их выполнения.
Два варианта
Вывод из всего этого прост: если Вашингтон и Москва в своих переговорах насчет Украины ни о чем не договорятся — это будет хороший вариант для нас. Потому что реальные договоренности возможны только за счет интересов Украины.
Если же нам все-таки объявят о рождении формата треугольника, то следует готовиться к тому, что Зеленский подпишет документ, по содержанию похожий на капитуляцию. И предотвратить это будет очень трудно.
Конечно, сфотографироваться втроем с Байденом и Путиным — это для Зеленского крутой пиар. Но все-таки ему нужно не только это. Ему нужно возложить ответственность на капитуляцию на Байдена. Дескать, я сопротивлялся, как мог, но Байден сказал, что иначе нельзя. И вот это он привезет из условной Женевы. Понятно, что украинцам нет никакого смысла бунтовать против Байдена. Поэтому, если захочется предотвратить капитуляцию, придется срывать треугольный формат, чтобы он не стал ловушкой для Зеленского.
Юрий Вишневский / Деловая столица