п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Поражение из-за Северного потока-2. Что дальше? Ситуация с Северным потоком-2 вышла на финишную прямую. И делать вид, что мы можем его остановить, – значит, выглядеть полными идиотами. Из хороших новостей – у нас есть люфт до 2024 года

Можно много говорить, кто виноват в том, что Германия, Россия и США договорились о запуске СП-2 и нас поставили перед фактом (и это будут делать всевозможные политические группы), но сейчас более важно понять, что нам делать дальше. И это куда сложнее, чем обвинять команду Зеленского (отчасти справедливо) в том, что там просто не заметили, как изменился мир (Ukrainian Institute for the Future делал в свое время доклад по этому поводу).

Что нужно делать?

1. Нужно объединение всех политических элит вокруг одного четкого плана. Я понимаю, что сейчас меня обвинят в том, что предлагаются нереальные вещи, но без объединения элит на внешнем фронте мы проигрываем. И примеры объединений были (как тут не вспомнить, что сестра Сергея Левочкина в прошлом созыве Рады на некоторых принципиальных для нас сессиях ПАСЕ играла в одну коллективную игру с представителями блока Порошенко).

2. Нужно перестать верить в абсурдность тезисов о том, что Китай уже завтра ждет нас с распростертыми объятиями, и мы заменим США на Китай. Китайская игра – это годы, и в эту игру, безусловно, надо играть. Но надо также помнить, что завтра никаких результатов не будет, а вести себя как слон в посудной лавке, – это и с Западом поссориться, и с китайцами не подружиться.

3. Мы должны четко понимать: дела пока идут по наихудшему сценарию, но у нас есть люфт до 2024 года (окончание контракта с Газпромом, президентские выборы в РФ, которые должны зацементировать идеологию путинизма, предусматривающую прямую агрессию, завершение развертывания российских войск по периметру нашей границы, президентские выборы в Украине со всеми возможными турбулентностями).

4. Общество в Украине будет разочаровано решением коллективного Запада, но можно с большой долей вероятности говорить, что это самое общество точно не хочет, чтобы государство повернулось пятой точкой к коллективному Западу. Следовательно, коммуникационная роль посылов, которые будут делать представители власти (включая клоунов от власти), должна быть взвешенной и разумной. Начиная с осени РФ по максимуму включит информационную машину на раскачку ситуации внутри. И это один из главных вызовов не только для Зеленского, но и для государства в целом.

5. В международном плане это время нужно использовать для создания региональных мини-альянсов, каждый из которых (Украина-Турция, Украина-Польша, Украина-Прибалтика и т.д.) должны играть четкие и понятные для обеих сторон задачи по укреплению, в том числе и нашего фактора безопасности.

6. Перевооружение армии (закупка новейшего оружия), усиление армии, создание мощной теробороны (требуется изменение в закон, который позволит теробороне иметь тяжелое вооружение) – это альфа и омега следующих двух лет. Если мы этого не сделаем, в 2024 году мы не сможем воевать. Если мы это сделаем – РФ подумает, стоит ли начинать боевые действия.

7. На Донбассе за два года 100% жителей ОРДЛО получат российские паспорта. Именно с этой точки зрения надо говорить о выполнении Минска, и о заморозке процессов. Никаких других вариантов, кроме замораживания ситуации в нынешнем статус-кво, на сегодня просто не существует.

8. В энергетической сфере мы должны, с одной стороны, начать наращивать собственную добычу газа (не обязательно государственную). Но параллельно мы должны выйти на обеспечение себя бензином и дизтопливом собственного производства (выйти из критической зависимости от РФ и Беларуси). Деньги с дорог должны пойти на собственное топливо, иначе нашими дорогами будут пользоваться соседи.

Эти пункты можно продолжать, но стоит остановиться на еще одном пункте. У нас есть большая угроза, которую мы сами до конца не понимаем: вместо всего того, о чем сейчас надо говорить, мы можем войти в бессмысленный клинч с коллективным Западом по поводу антикоррупционных органов. Неэффективные НАБУ, САП и т.д., которые будут защищать непопулярные и малоэффективные сейчас антикоррупционеры, могут стать основой всех дискуссий о нашем будущем. И здесь нужно очень быстрое и взвешенное решение от власти. Если мы войдем в месяцы дискуссий, мы можем проиграть все.


Вадим Денисенко / Facebook
Поділіться цим