Владимир Зеленский вынужденно перевернул последнюю страницу истории ОАСК. Вынудили его к этому обстоятельства — внешние и внутренние. Он внес в парламент законопроект №5369 «О ликвидации Окружного административного суда города Киева и создании Киевского городского окружного административного суда». Теперь осталось, чтобы этот закон приняла Верховная Рада.
Чтобы правильно оценить значение этих событий, нужно вспомнить их предысторию. И прежде всего — благодаря чему ОАСК, являющийся всего лишь одним из множества судов первой инстанции, сумел стать влиятельным политическим игроком всеукраинского масштаба.
Главный над Кабмином и Нацбанком
В июле 2005-го Верховная Рада приняла Кодекс административного судопроизводства, в котором установила, что дела по обжалованию актов, действий или бездеятельности Верховной Рады и президента подсудны Верховному Суду как суду первой инстанции, а дела по обжалованию нормативно-правовых актов Кабинета министров, министерства или другого центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ), Национального банка или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.
Вот этим счастливчиком, который может отменить любые нормативно-правовые акты любых ЦОИВ, кроме парламента и президента, как раз и стал ОАСК. Он заработал в июле 2007-го. В число его судей вошел Павел Вовк, который ранее работал помощником-консультантом нардепа-«регионала», главы парламентского комитета по вопросам правосудия Сергея Кивалова — ректора Одесской национальной юридической академии и одного из влиятельнейших лиц в судебной системе. В феврале 2010-го Янукович стал президентом и «регионалы» дорвались до власти, в частности, до власти в судах. В сентябре 2010-го послушный Януковичу Высший совет юстиции назначил Вовка председателем ОАСК.
Вовк очень тесно взаимодействовал с заместителем главы администрации Януковича Андреем Портновым, который плотно опекал судебную систему. Примечательна оценка, которую Вовк дал Портнову в августе 2019-го: «Позитив. Этот человек — мегамозг. Блогер, политик, адвокат. Соглашусь с известным журналистом, а ныне народным депутатом Дубинским, который заявил, что было бы неплохо, если бы Портнов был генеральным прокурором».
Как ОАСК избежал реформы
После Революции достоинства встал вопрос о полномасштабной судебной реформе. Она долго готовилась с участием западных партнеров и стартовала в июне 2016-го, когда Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)». Согласно этому закону, все судьи должны были пройти оценивание на соответствие занимаемой должности. Все, кто отказался пройти оценивание или показал во время оценивания несоответствие по критериям компетентности, профессиональной этики или добродетели, подлежали увольнению.
Первым делом был сформирован новый Верховный суд. Кстати, Вовк пытался туда пробиться, но конкурсная комиссия негативно оценила его добропорядочность. Верховный суд начал работу в декабре 2017-го. А в 2018-м Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККСУ) начала процедуру квалификационного оценивания местных судей. Абсолютное большинство судей местных административных судов, 481 из 524 (более 91%), явились на экзамен. Однако 27 судей ОАСК так и не прошли квалификационное оценивание: они неоднократно игнорировали сдачу экзаменов.
Вовк не скрывал своих надежд на смену власти. И выражал восторг, когда Владимир Зеленский одержал победу над Петром Порошенко. Поначалу действительность превзошла ожидания. В октябре 2019-го новоизбранная Верховная Рада приняла предложенный Зеленским закон, который прекратил полномочия ВККСУ. С тех пор миновало полтора года, однако новая ВККСУ до сих пор не создана. А это именно тот орган, который проводит оценивание и мог бы решить судьбу судей ОАСК.
Более того, все это время Вовку удавалось без особых потерь выходить из многочисленных скандалов, самыми громкими из которых были две серии «пленок Вовка» (в июле 2019-го и июле 2020-го). В декабре 2019-го депутаты из «Европейской солидарности» предложили парламенту создать временную следственную комиссию, которая должна была расследовать, в частности, «организацию принятия заведомо неправомерных решений председателем ОАСК». Однако «слуги народа» заблокировали это постановление.
О прочности позиций главы ОАСК свидетельствовала и успешная карьера его родного брата — адвоката Юрия Зонтова (Павел Вовк тоже от рождения был Зонтовым, но затем взял фамилию жены). Он получил должность заместителя начальника управления Службы внешней разведки Украины.
Две неудачи Павла Вовка
Тем не менее, в конце концов Зеленский разочаровал Вовка. Сейчас глава ОАСК говорит, что «президент поддался на манипуляции отдельных «активистов» и по совместительству агентов иностранного влияния». И что «государством все больше управляют посольства и их приспешники, изображающие из себя за иностранные деньги гражданское общество».
Реально суть событий в том, что ОАСК и его руководство стали настолько одиозными в глазах западных партнеров Украины, что из западных посольств на Банковую пошли сигналы о необходимости решать эту проблему. А после второй серии «пленок Вовка» тема ОАСК фактически была включена в перечень условий возобновления западных кредитных программ.
В сентябре 2020-го депутаты из «Голоса» предложили парламенту обратиться к президенту с призывом внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о ликвидации ОАСК и создании вместо него нового суда, а также инициировать пересмотр предметной юрисдикции новосозданного судебного органа. Это предложение было проигнорировано и «слугами народа», и Банковой.
В декабре 2020-го послы G7 направили Банковой «Дорожную карту судебной и антикоррупционной реформ», один из пунктов которой предлагал «пересмотреть порядок рассмотрения резонансных административных дел по искам против государственных органов власти в соответствии с обязательствами перед МВФ, включительно с отнесением таких дел к юрисдикции Верховного суда или созданием нового специализированного административного суда, судьи которого будут отбираться путем проведения открытого конкурса по критериям профессиональной пригодности с эффективным участием международных экспертов». Речь шла о том, чтобы отобрать у ОАСК важнейшие дела.
А когда Зеленский проигнорировал и эти предложения, то 25 января, на его день рождения, послы G7 обнародовали эту «Дорожную карту». После этого Зеленский уже не мог делать вид, что ничего не случилось. 12 февраля он внес законопроект №5067 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины относительно подсудности дел Верховному суду как суду первой инстанции», который говорит именно о передаче дел из ОАСК в Верховный суд.
16 марта Верховная Рада включила этот проект в повестку дня сессии. Вероятность принятия его весьма высока. Все-таки среди депутатов не так уж много желающих заработать себе имидж «пособника Вовка». В итоге самые важные и резонансные дела ушли бы из ОАСК в Верховный суд, но сам ОАСК при этом остался бы нетронутым, и Вовк спокойно рулил бы себе и дальше.
«Черным лебедем» для Вовка стал арест его брата Зонтова. Высший антикоррупционный суд 9 апреля отправил Зонтова под стражу до 4 июня с альтернативой залога более 35 млн грн, а 12 апреля арестовал его имущество. Журналист Юрий Бутусов раскрыл детали схемы получения взяток, которую, по его словам, организовал Вовк. По данным журналиста, сам глава ОАСК не участвовал в передаче взяток, деньги через ряд посредников поступали к его брату.
После этого Вовк стал чрезмерно токсичным. И Зеленский 13 апреля внес в парламент законопроект №5369, который предлагает ликвидировать ОАСК и образовать Киевский городской окружной административный суд. До начала работы этого суда дела из ОАСК временно передаются в Киевский окружной административный суд (его юрисдикция распространяется на Киевскую область). Для надлежащей реализации этого законопроекта Зеленский внес также законопроект №5370, который вносит необходимые изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей». Оба эти проекта (№5369 и №5370) он определил как неотложные. Проголосовать их могут еще до конца апреля. По идее, вместе с ними должен быть принят и февральский законопроект Зеленского №5067. Но Банковой он сейчас менее важен для пиара, чем разгон ОАСК.
Зеленский уже преподносит свои законопроекты как нечто грандиозное. «Довольно сейфов, набитых миллионами наличных, у связанных с руководством суда лиц или ожидания очередных записей скандальных разговоров из кабинетов судей, которые думают, что перевешивают все в нашей стране. Суд, одним решением которого может быть поставлен крест на любом достижении государства, любой реформе, будет ликвидирован. Воспринимайте это как сигнал любому суду, который предал уважение к закону», — заявил он.
Сейчас Банковой важно замять вопросы о том, каким образом Зонтов попал в Службу внешней разведки, почему Вовк до сих пор щеголял безнаказанностью, и для чего сам Зеленский на полтора года заблокировал квалификационное оценивание судей, включая и судей ОАСК. Поэтому Банковая сейчас будет лепить Зеленскому имидж борца с судейской мафией. Означает ли это, что в жизни Вовка реально начнется черная полоса? Пока что это под большим вопросом.
Юрий Вишневский / Деловая столица