п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

«Украины нет»: Что на самом деле Сурков сказал Зеленскому и украинцам Бывший соучастник создания путинской «суверенной демократии», Владислав Сурков хочет получить новую работу в Кремле. Вот только должность его интересует слишком уж специфическая

Заявления отставленного Суркова про «Украины нет» не произвели особого впечатления на российское медиа-пространство. Одно из двух – или тамошние редакторы не увидели в них ничего сенсационного. Или же наоборот, ждут указания из Кремля относительно того, как обращаться с «откровениями новоотставленного». А все более-менее официальные российские спикеры отмахиваются привычной формулировкой о «личном мнении». Вроде бы на России наступила окончательная победа демократии и каждый сурков может говорить решительно все, что пожелает. К этой позиции, кстати, присоединился и руководитель украинского МИД.

Зато на рядовых украинцев заявления Суркова произвели очень разное впечатление. От «персонаж говорит провокационные глупости, чтобы остаться на страницах газет и на языках комментаторов после того, как получил пинка в Кремле» и «отставленный Сурков говорит то, в чем все в Москве уверены, но не могут выразить в силу служебных ограничений». Хотя первая версия, по большому счету, не исключает второй.

Но и первая, и вторая версии предполагают, что вся история с отставкой Суркова и его уходом из госслужбы, все его «медитации» и обещания заняться «выступлениями в рюмочных» – что все это всерьез. Что был мол, «кремлевский ястреб», который хотел присоединить Донбасс, (а может, и не только Донбасс) к России. А когда через шесть лет конфликта понял, что никакого присоединения не будет, то «заскучал» и пошел прочь. Ну, или его выгнали – что особой разницы ни для кого, кроме самого Суркова и не составляет.

Такая ситуация, к сожалению, кажется слишком хорошей для того, чтобы быть правдивой. Поскольку реальный интерес Суркова, кажется, может быть другим. Он, вероятно, действительно ищет новую работу взамен надоевшего кураторства зон сначала разожженных, а затем замороженных Кремлем конфликтов. Нюанс в том, что та единственная вакансия, которая реально его интересует, не имеет названия. Ее можно описать как «архитектор новой путинской вертикали».

Молодой Сурков был в числе тех, кто помогал обеспечить «гладкий переход власти» от Бориса Ельцина к Владимиру Путину. Он же был одним из теоретиков планомерного сокращения свободы слова на России – вплоть до настоящего ее маргинального состояния, наладки государственного контроля над конкурирующими олигархическими СМИ и многих, многих других вещей, которые являются основополагающими в том авторитарном дерьме, в которое превратилась современная Россия. И вот сейчас, когда решается будущая модальность функционирования путинской России, Суркова оставляют на третьестепенной кураторские должности, а процесс формирования новой реальности происходит где-то далеко за пределами его компетенций. При этом происходит как-то удивительно громко и неэффективно.

Путин вносит предложение о внесении изменений в российскую Конституцию. Цель которых – сформулировать юридическую реальность, в которой власть действующего президента будет как-то сохранена, а вот его ответственность за экономический застой и падение уровня благосостояния как-то саморастворятся в воздухе. После чего на свет появляется «рабочая группа» по внесению изменений в росконституцию в составе 75 человек, которая за неделю-другую должна обдумать, как именно модифицировать российский основной закон. Проходит месяц, количество предложений относительно изменений, превысив число 500, продолжает стремительно расти. Имеющиеся предложения рассматривают медленнее, чем поступают новые. Картина начинает напоминать историю с рынком земли в Украине. Путин дважды встречается с «проектантами конституции» и по-отечески просит «не затягивать». Те щелкают каблуками, обещают исправиться и просят еще с полмесяца времени.

В этой ситуации Сурков, естественно, видит свой шанс. О чем и намекает сегодня, в том самом интервью, где озвучивает свое видение о месте Украины в мировом порядке. В частности, Сурков предлагает фактически отменить местное самоуправление на России, «заново начать» отсчет президентских сроков Путина, и сделать немало других прелюбопытнейший вещей. Явно намекая при том, что сможет сделать все это проще и легче, чем имеющаяся «конституционная комиссия».

И если кто-то, как министр Пристайко, думает, что Сурков – это «просто частное лицо», его ждет разочарование, поскольку на предложения Суркова российский сенатор Андрей Клишас, сопредседатель конституционной комиссии, отвечает за считанные часы – едва ли не быстрее, чем на замечание Путина.

Поэтому какие бы глупости про свое будущее не озвучивал бы «отставленный» Сурков, он был, есть и надолго останется органичной частью московского политического ландшафта. Это если не вернется к работе архитектора той реальности. А его взгляд на Украину – ровно как и степень влияния его идей на российский политический процесс – это то, о чем не стоит забывать украинской «партии мира». Которой бы очень хотелось, чтобы все это было «просто частными заявлениями».

Каковыми слова Суркова, конечно, не являются.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим