п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Беларусь таки получит дешевую нефть: Как Лукашенко напугал Путина Всего за одну неделю февраля проект балтийско-черноморского нефтяного коллектора, родившийся 30 лет назад, стал неожиданно близок к своему физическому воплощению

В 1990 г., когда СССР уже рушился, лидер белорусских националистов Зенон Позняк выдвинул идею создания так называемого балтийско-черноморского нефтяного (позже — нефтегазового) коллектора. То есть трубы, соединяющей Литву, Латвию, Беларусь, Украину и Молдову. Такой маршрут позволял бы странам-участницам получать энергоносители как с Балтики, так и с Черного моря, выбирая наилучшую для себя цену.

Но главное — коллектор должен был обеспечить энергетическую независимость всех этих постсоветских стран от России — топливного монополиста как в то время, так и сейчас. Более того, коллектор должен был стать стержнем нового межгосударственного образования — Балтийско-черноморского союза, того самого Межморья, о котором много говорят и сегодня.

Однако в 1994 г. Зенон Позняк проиграл выборы Александру Лукашенко, а в 1996-м был вынужден бежать из Беларуси (сейчас он живет в США). Лукашенко провозгласил курс на объединение с РФ, в республику хлынули дешевые российские углеводороды, и идея балтийско-черноморского нефтегазового коллектора, казалось, была похоронена.

Но через 25 лет к ней пришлось вернуться: союза с Россией не вышло, зато нефтяные и газовые войны с ней стали у Минска постоянными.

«Украинский поток»

Еще в начале января, когда РФ прекратила поставки нефти на белорусские НПЗ, посол Украины в Беларуси Игорь Кизим заявил, что наша страна готова предоставить для транспортировки нефти услуги трубопровода Одесса — Броды.

И вот теперь замглавы белорусского государственного концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов сообщил журналистам: поставки нефти на белорусские НПЗ из Украины по нефтепроводу Одесса — Броды начнутся уже в марте. Точнее, по маршруту Одесса — Броды до точки пересечения с украинским ответвлением «Дружбы», а уже оттуда — в Мозырь. Получается немного «буквой ЗЮ», но все равно намного выгоднее, чем везти нефть из Одессы по железной дороге.

Выгодно это и Украине: сейчас труба пустует, то есть убыточна. Использование трубопровода Одесса — Броды, помимо прочего, даст Украине возможность подавать свою нефть на переработку для создания стратегического резерва. Последнее — ее обязанность согласно договору об ассоциации с ЕС.

«Поставки по Одесса — Броды начнутся в ближайшее время, в марте. Объем — несколько танкеров», — сказал Сизов. По его словам, возможна закупка как азербайджанской, так и российской нефти. Неофициально в Минске также говорят о казахской, румынской и даже ближневосточной, иракской и иранской нефти. Ну и про американскую нефть, обещанную Майком Помпео, не забыли.

Напомним, что с начала этого года НПЗ в Мозыре и Новополоцке работают на половину своей мощности из-за отсутствия долгосрочных контрактов с российскими поставщиками: Минск и Москва долго спорили по поводу цены на нефть в условиях российского налогового маневра в нефтяной сфере. Потом до чего-то договорились, но все равно понятно, что прежних сверхприбылей (благодаря нефти на 30% дешевле мировой цены) белорусским НПЗ (и бюджету) уже не видать.

В январе-феврале нефть в Беларусь поставляли только российские компании Михаила Гуцериева, которого связывают дружеские отношения с Александром Лукашенко. Планировалось поставить 950 тыс. т нефти. Беларусь также закупила 86 тыс. т норвежской нефти — ее доставляют из порта Клайпеды по железной дороге. Также 11 февраля «Белнефтехим» сообщил о заборе российской технологической нефти из транзитного нефтепровода «Дружба» для поставок на НПЗ.

Кстати, Беларусь по трубопроводу Одесса — Броды уже получала азербайджанскую нефть в 2011 и 2016 гг., в периоды предыдущих нефтяных войн с РФ. Как считает Игорь Тышкевич из Украинского института будущего, еще в 2020 г. по ценам сырья украинский маршрут будет менее выгодным для Беларуси, чем получение нефти напрямую из РФ, но уже в 2021-м можно будет выходить на долгосрочные контракты и объемы.

«Балтийский поток»

Второй компонент пока гипотетического балтийско-черноморского нефтяного коллектора — трубопровод Полоцк — Вентспилс. Им владеет компания «ЛатРосТранс» (совладелец — российская «Транснефть»), которая в результате судебных тяжб должна Беларуси 60 млн евро. «ЛатРосТранс» в 2010 г. остановила работу этого трубопровода, оборот «ЛатРосТранса» за 2019 г. — 10 млн евро.

Если они проиграют очередную апелляцию, то либо заплатят (а денег у них нет), либо «Транснефть» попробует выкупить пакеты акций совладельцев. Но это невозможно: не дает согласия антимонопольная служба Латвии. Остается процедура банкротства, в результате чего Беларусь вполне может забрать трубу на радость латвийскому бюджету.

Также доступ белорусских НПЗ к портам Балтийского моря возможен через Польшу, через использование нефтепровода «Дружба» в реверсном режиме. Но для этого нужны гарантированные объемы, пока же поляки не очень хотят участвовать, так как сами зарабатывают, используя трубу для транзита российской нефти. Тут будет многое зависеть от того, возобновится ли российский транзит по «Дружбе» (пока к этому идет).

Москва против

Как только по странам Межморья вновь начал бродить призрак балтийско-черноморского нефтяного коллектора, в России бросились мириться с Лукашенко. Сперва глава «Роснефти» 18 февраля примчался в Минск на переговоры с белорусским президентом. Потом, 21-го, Путин лично позвонил и предложил некую скидку на нефть (до сих пор непонятно какую, в Минске и Москве называют разные цифры).

Далее российская «Транснефть» сообщила, что получила от российских компаний заявки на прокачку нефти в Беларусь на белорусские НПЗ. Наконец, РФ официально подписала протокол о компенсации за грязную нефть из расчета $15 за баррель. Это не очень много, менее $100 млн, тогда как Лукашенко говорил про $1 млрд ущерба. Но то Лукашенко, он много говорит…

Получается, Москва начала идти на компромиссы, а значит, Беларусь может рассчитывать на ценовые условия, близкие к условиям прошлого года (с учетом колебания цен на мировых биржах). Вопрос теперь только в том, наступит ли официальный Минск в очередной раз на старые грабли монопольных поставок «дешевой» нефти из РФ.

Украине сейчас, наверное, самое время вспомнить, что она в октябре 2007-го подписала с Азербайджаном, Грузией, Литвой и Польшей соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе. Тогда страны договорились о создании и развитии коммерчески привлекательного коридора для транспортировки углеводородов из регионов Каспийского моря на международный рынок через Азербайджан, Грузию, Украину и Польшу.

Участники договора также решили развивать сети транзита, в том числе морских перевозок и трубопроводного снабжения углеводородами из региона Каспийского моря. Наконец, стороны договорились об определении дополнительных источников и разработке маршрутов снабжения и транзита углеводородов.

«Целью настоящего соглашения является политическая поддержка образования транспортного коридора, определяющего степень сотрудничества между сторонами в энергетическом секторе», — говорилось в подписанном документе.

При этом все понимали, что для доставки азербайджанской нефти в Европу по указанному маршруту потребуется использование комбинированных перевозок (железнодорожные и морские), что неизбежно скажется на стоимости нефти. Поэтому также обсуждались варианты наполнения трубы сырьем из Казахстана, Узбекистана или Туркменистана.

Сегодня к этой идее можно вернуться уже с участием Беларуси — ключевой страны для полноценного Балтийско-черноморского союза. Того самого Межморья.

P. S.

Кстати, вот что писали про балтийско-черноморский нефтяной коллектор российские СМИ в 1995 г. Написано как будто сегодня, можно хоть сейчас перепечатать — разницы никто особо не увидит.


Денис Лавникевич / Деловая столица
Поділіться цим