Вчерашнее заседание Совбеза получилось довольно интересным. Поскольку, с одной стороны, оно было созвано по инициативе России, которая хотела сообщить миру, что в Украине «ставят под сомнение» нормы Минских соглашений.
С другой стороны, утреннее наступление российских наемников и боевиков-сепаратистов на момент начала заседания уже осудили не только Польша и Грузия, но и ЕС и США. При том, что действующий президент Украины старательно преуменьшал значимость российского наступления («просто провокация»), а члены его команды – в частности, руководитель парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия – позволяли себе публично высказывать сомнения относительно того, кто начал активные боевые действия под Золотым.
При подобных условиях, если бы заметная часть участников заседания Совбеза поддержала российскую позицию, все это могло бы иметь весьма неутешительные дипломатические последствия для Киева. Как минимум, европейские адвокаты России получили бы мощный аргумент относительно того, что антироссийские санкции в поддержку «агрессивного» Киева должны быть отменены.
Впрочем, дипломатической измены не произошло. Несмотря на все усилия Василия Небензи, тезис о том, что «обострение на фронте является результатом желания украинских чиновников пересмотреть Минские соглашения», который глава российской делегации фанатично отстаивал, поддержки среди присутствующих так и не нашел – о чем ярко свидетельствует расшифровка вчерашнего разговора.
И если реакция, например, Британии, представительница которой Карен Пирс назвала российскую позицию «фальшью, завернутой в сказку», была, в общем, ожидаемой, то позицию, например, немецкой делегации можно назвать приятным сюрпризом для Украины. В частности, Кристоф Хойсген констатировал, что Россия не выполняла минские соглашения с момента их заключения. «15 февраля российские силы по-прежнему активно наносили бомбовые удары, вели обстрел Дебальцево, который был стратегической точкой», – напомнил немецкий дипломат о первых днях функционирования дипломатического механизма, в нарушении которого Кремль теперь пытается обвинить Украину. Добавив, что тогда представители «независимых» ЛДНР» в течение считанных минут выполняли все распоряжения тогдашнего помощника Путина Суркова, ставя подписи там, куда он указывал.
Немецкий дипломат также напомнил, что ситуация управляемости сепаратистов из Кремля сохраняется и сейчас – в начале февраля премьером самопровозглашенной «Донецкой народной республики» был назначен Владимир Пашков – бывший вице-губернатор Иркутской области. «Насколько я знаю, Иркутск находится на России», – отметил Хойсген.
А самым интересным во вчерашнем заседании стал тот факт, что позицию России напрямую не поддержал никто. Большая часть участников стала на сторону Украины, остальные говорила общими фразами о необходимости активизировать процесс разрешения конфликта. Но о нарушении Украиной Минских договоренностей напрямую не сказал ровным счетом никто. Даже Пекин, ситуативный союзник Москвы, на этот раз скромно оставил товарищей в одиночестве.
Таким образом, украинская делегация получила вчера небольшую, но приятную дипломатическую победу. А в Кремле, похоже, поняли, что сочетание силового давления на Украину и дипломатических обвинений в нарушении договоренностей работает не очень хорошо. Следует выбрать какую-то одну линию поведения.
Но ситуацию, при которой иностранные дипломаты – представители государств, в поддержке которых украинцы периодически сомневаются, поддерживают позицию Киева радикальнее и последовательнее, чем президент страны и члены его команды, назвать ни обнадеживающей, ни даже просто адекватной, как-то все равно не получается.
Тарас Паньо / Depo.ua