Утром 10 февраля совпали два события, напрямую касающиеся «Нафтогаза». Первое — это публикация на «Украинской правде» интервью премьера Алексея Гончарука, которое позволяет предположить, что Андрею Коболеву недолго осталось сидеть в кресле главы правления НАК «Нафтогаз Украины».
«Будете ли продлевать контракт Андрея Коболева, который заканчивается в марте? Ваше личное мнение?» — спросили Гончарука. Тот ответил в духе «да, но нет»: «Вопрос открыт. «Нафтогаз», с одной стороны, за пять лет сильно изменился, их эффективность очевидна. Более того, за последние пять месяцев у нас с Андреем есть положительный опыт сотрудничества. Мы сделали самый быстрый, кажется, во всей той истории анбандлинг такого крупного оператора. Никто не верил, что это вообще возможно за три месяца. Это фантастика, мы работали в бешеном темпе, и, кажется, нам это удалось. Мы получили сертификацию, и это позволило, кстати, подписать контракт с россиянами и европейцами о транзите, что, собственно, дало нам возможность говорить о платежках, которые мы сейчас сделали. Поэтому мы сейчас имеем более-менее стабильную ситуацию на рынке газа, не имеем кризиса, не имеем газовой войны. Поэтому наличие этого результата я считаю общим достижением. Ребята очень хорошо поработали. Мы работали как одна команда, и мой личный опыт взаимодействия с ними положительный. Но, конечно, есть недостатки. Есть много претензий к «Нафтогазу».
Нетрудно заметить, что Гончарук все позитивные достижения «Нафтогаза» приписывает себе или, по крайней мере, совместным усилиям правительства и НАК. «Мы сделали», «мы работали», «нам удалось», «мы получили», «дало нам возможность», «мы сделали», «мы имеем»… Так что все эти достижения не спасут Коболева от наказания за недостатки, ибо, как подчеркивает Гончарук, претензий к «Нафтогазу» много и одна из главных — это падение добычи в Украине собственных газа и нефти.
Второе событие, ознаменовавшее то же утро 10 февраля, — это сообщение исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко об открытии им новой фейсбук-странички. «Отчитываюсь о работе на своей новой страничке в Фейсбуке», — написал он на своей старой страничке.
Главное различие между двумя страничками заключается в том, что старая — это личная страничка киевского обывателя Юрия Витренко, в профиле которой даже нет его портрета, а новая — это официальная страничка исполнительного директора НАК «Нафтогаз Украины» и главы набсовета ПАО «Укрнафта» с презентабельным фото на фоне карты европейских газопроводов.
И нетрудно догадаться, особенно в свете интервью Гончарука, что Витренко обзавелся новой страничкой не просто так. Похоже, ему понадобилась площадка для публикации своей официальной позиции, которая теперь может существенно отличаться от официальной позиции Коболева и даже явно противоречить ей. Потому что кресло Коболева вскоре окажется вакантным, а Витренко имеет уже наибольшие шансы его занять.
Собственно, Витренко нарастил свою медийную активность не сегодня. Еще 28 января большое имиджевое интервью Витренко опубликовал «Главком», который подчеркнул, что нынешняя власть хочет видеть именно Витренко в кресле главы правления «Нафтогаза». В интервью Витренко фактически подтвердил, что конкурс на эту должность неизбежен, однако на вопрос о том, будет ли он сам на него подаваться, ответил уклончиво: «Не знаю, не уверен. Давайте доживем до марта, посмотрим, каким будет конкурс, каким будет корпоративное управление «Нафтогаза», как все это вообще будет происходить. Тогда и будем принимать решение. К сожалению, в украинских реалиях два месяца — это настолько долгий период времени, что планировать что-то нет особого смысла».
Что ж, сейчас, похоже, сомнения отпали одновременно и у Витренко, и у правительства. Тут, конечно, можно спросить: что же такого произошло между 28 января и 10 февраля, что идея о замене Коболева на Витренко перешла со стадии обсуждения в стадию реализации?
Ответом может быть сообщение, с которым Витренко выступил 3 февраля, о заключении мирового соглашения между НАК «Нафтогаз Украины» (где Витренко работает исполнительным директором) и ПАО «Укрнафта» (где Витренко возглавляет набсовет) о так называемых спорных 2 млрд кубометров газа. По соглашению, «Нафтогаз» должен рассчитаться с «Укрнафтой» за газ на сумму почти 15 млрд грн, а также совершить предоплату на сумму до 14,6 млрд грн за газ, который «Укрнафта» будет добывать и передавать «Нафтогазу» в будущие периоды.
Если учесть, что «Укрнафту» по факту контролирует Игорь Коломойский, то все пазлы сходятся. Еще прошлым летом Коломойский в интервью «Цензору» заявил, что хотел бы видеть Витренко на посту премьера. Сейчас Коломойскому крайне важно поставить своего человека во главе НАК. Судя по заключенному мировому соглашению, Витренко доказал свою полезность Коломойскому, поэтому самый серьезный «конкурс» на кресло главы правления «Нафтогаза» он уже прошел. Осталось дождаться, когда пройдет формальный конкурс и будут объявлены его результаты.
Юрий Вишневский / Деловая столица