На сайте Верховной Рады появился президентский законопроект №3015, со статусом «неотложный», предлагающий уже с 1 марта 2020 г., то есть буквально через три недели, разделить должности главнокомандующего Вооруженных Сил Украины и начальника Генштаба ВСУ. Сейчас это единая должность, но в июне 2018 г. был принят закон «О национальной безопасности Украины», в котором записано, что эта должность должна быть разделена с 1 января 2021 г. Войска планомерно готовились к этому событию, как вдруг сейчас на Банковой срочно решили приблизить его на 10 месяцев.
В пояснительной записке, которую подписала замруководителя президентского офиса Анна Коваленко, инициатива Владимира Зеленского объясняется «необходимостью обеспечения реализации оборонной реформы и внедрения уже в 2020 году новой объединенной системы руководства и управления силами обороны с целью построения Вооруженных Сил Украины по стандартам НАТО». В это объяснение можно было бы поверить, если бы Зеленский в декабре слетал в Лондон на саммит НАТО и договорился там о срочном вступлении Украины в Альянс, но ведь ничего подобного не было, да и не предвидится.
Гораздо более убедительной выглядит версия о том, что эта спешка вызвана не объективными, а субъективными факторами. Имеется в виду имеющаяся некоторая, скажем так, напряженность как внутри руководства Генштаба ВСУ, так и между верховным главнокомандующим ВСУ Зеленским и руководством Генштаба ВСУ.
Сейчас должность начальника Генштаба — главнокомандующего ВСУ занимает генерал-полковник Руслан Хомчак. Зеленский назначил его 21 мая 2019 г., на следующий же день после своей инаугурации. Интрига ближайших недель заключается даже не в том, какую из двух должностей сохранит за собой Хомчак: главнокомандующего или начальника Генштаба. Возможно, дилемма Хомчака состоит в том, останется ли у него хоть одна из этих должностей.
В любом случае можно уверенно говорить о том, что потребность срочно разделить две должности Хомчака возникла у Зеленского внезапно. Доказательством может служить крайне низкое качество подготовки законопроекта №3015, которое можно объяснить исключительно спешкой.
В пояснительной записке к проекту утверждается, что принятие этого закона «не потребует внесения изменений в другие законы Украины». Однако к противоположному выводу пришло Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады. Оно подчеркивает, что в ряде действующих сейчас законодательных актов упоминается такая должность как «начальник Генерального штаба — Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины». В частности, это имеет место в законах Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», «О правовом режиме военного положения», «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», «Об очищении власти», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», «О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины», а также в Дисциплинарном уставе ВСУ, Уставе внутренней службы ВСУ, Уставе гарнизонной и караульной служб ВСУ.
Таким образом, разработчики проекта нарушили правила законотворчества. В статье 90 Регламента Верховной Рады записано, что «если для реализации положений представленного законопроекта после его принятия необходимы изменения в другие законы, такие изменения должны излагаться в разделе «Переходные положения» этого законопроекта или в одновременно внесенном его инициатором отдельном законопроекте». В то же время в поданном законопроекте поправки к вышеупомянутым законам отсутствуют, а их внесение путем принятия отдельного законопроекта невозможно будет осуществить до 1 марта 2020 г.
Как следствие, принятие законопроекта №3015 в его нынешнем виде может нанести ущерб управляемости ВСУ и в целом обороноспособности Украины. Парламентские эксперты указывают на то, что в некоторых законах необходимо не только заменить одно название должности другим, но и провести разграничение полномочий главнокомандующего ВСУ и начальника Генштаба ВСУ. Без этого не сможет работать, например, закон «О правовом режиме военного положения» — нельзя будет назначить областные и районные военные администрации, а также военные администрации населенных пунктов.
Однако Банковая, вопреки всем этим предостережениям, не просто спешит, а очень спешит. Профильный парламентский комитет (по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки), возглавляемый некомпетентным в этой сфере «слугой народа» Александром Завитневичем (до избрания в парламент он был директором Смелянского литейного завода), быстренько рассмотрел законопроект №3015 и рекомендовал Верховной Раде принять его сразу за основу и в целом как закон, то есть обойтись без второго чтения. Такая процедура означает, что у депутатов не будет возможности пополнить проект «Переходными положениями» с поправками к другим законам. И если Банковая, зная о возможном ущербе обороноспособности Украины, все равно торопится — что ж, тогда еще более интересно, ради какой кадровой перестановки в руководстве ВСУ потребовалась такая спешка.
Юрий Вишневский / Деловая столица