п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Прослушивание Гончарука: Кто и зачем втягивает Зеленского в дворцовые заговоры Скандал о прослушивании разговоров премьера Гончарука стал катализатором перехода на новый уровень противостояния групп во власти «новых лиц»

Трещины раскола, которые пролегли между группами влияния, сформированными неформальными лидерами, причастными к избранию Владимира Зеленского президентом нашей страны, все углубляются и становятся заметными даже постороннему глазу. В воронку деструкции затягивает все больше людей. Втянутыми в нее оказались журналисты, работающие на канале «1+1», и работники Госслужбы охраны, которых подозревают в сотрудничестве с организаторами слива компромата.

В редакции программы «Деньги» на «плюсах» и по домашним адресам лиц, которых подозревают в «создании и хранении аудиофайлов, полученных незаконным путем», Служба безопасности Украины искала материалы, которые помогли бы уличить авторов «пленок Гончарука» – записи разговоров якобы чиновников правительства и чиновников Нацбанка, сделанные в одном из помещений Кабмина, в которых на уровне персонажей анекдотов обсуждают экономическую ситуацию в стране и низко оценивают уровень понимания президентом экономики.

Спецслужба говорит о законности своих действий и отмечает, что «никакого вмешательства в работу телеканала «1+1″ не осуществляется». Тем не менее, скандал пылает. Бывший руководитель и нынешний почетный президент «1+1» (канал принадлежит олигарху Игорю Коломойскому) Александр Ткаченко организовал вызов главы Службы безопасности Украины Ивана Баканова на заседание комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова – того комитета, который он же, Ткаченко, и возглавляет.

Экс-руководитель программы «Деньги», а ныне депутат Рады Александр Дубинский (фракция «Слуга народа»), который также входит в группу влияния Коломойского, в своем Телеграмм-канале привычно не лезет за словом в карман. В четверг, как свидетельствуют источники в СМИ, Дубинский вместе Ткаченко спросили об обысках и у самого президента Зеленского, когда тот встретился со своей фракцией относительно голосования за открытие рынка земли. Тот парировал, что владеет информацией, согласно которой к монтированию записей причастны журналисты телеканала, и что запись монтировали непосредственно на рабочих компьютерах. Далее стороны немного поссорились. Дубинский сказал, что людям безразлично, кто записывал, а важно, что думает премьер, и что работой журналистов является публикация подобных данных. Президент же намекнул на сговор между сотрудниками Управления госохраны и журналистами. Проговоренную тему Зеленский развил в тот же день, за пределами столицы, заочно продолжив полемику со строптивым депутатом.

Возбудились и в Национальном союзе журналистов. Обыски в «1+1 media» и у работников канала в НСЖУ назвали «сигналом тревоги для всех журналистов» и проявлением намерения государства посягать на право журналистов держать в тайне свои источники. В сети Фейсбук глава Союза Сергей Томиленко грозится сообщать о новостях по делу «международным партнерам».

Все это – инструменты, при помощи которых группа Коломойского отражает атаку на себя со стороны окружения президента. Ведь Ивана Баканова, друга детства и давнего соратника Владимира Зеленского, не без оснований считают едва ли не самым близким к лично гаранту человеком. И вряд ли без ведома или одобрения гаранта произошел наезд на телеканал, который, собственно, приложил больше всего усилий, чтобы сделать Зеленского президентом и запрограммировать избирателей на избрание в Раду группы никому не известных «слуг народа».

На первый взгляд, ситуация ложится в контекст навязываемой Москвой темы о предположительном конфликте групп вокруг украинского президента – так называемой «войны башен Банковой». Но на самом деле здание президентского офиса не содержит таких архитектурных форм, как башни, – в отличие от Кремля. Да и большинство аналитиков склоняются к мысли, что говорить о начале открытого конфликта между кем-то в окружении Зеленского или самим президентом и Коломойским – преждевременно. Скорее таким способом, руками спецслужбы, Банковая пристреливается к попытке приструнить группу поклонников упомянутого миллиардера. Которая в социальных сетях и в СМИ активно атакуют премьера Гончарука и часть членов правительства, а также Генпрокурора и далее по списку – всех тех, кто по тем или иным причинам мешает реализации политических или экономических планов бизнесмена. Которого сразу после прошлогодних выборов уверенно называли в СМИ главным выгодоприобретателем от триумфа Зеленского. Но время проходит, а выгод этих не так и много. А навязчивые «советы не постороннего» откровенно играют на вред имиджу новой власти. Назревает взаимное раздражение друг другом, своеобразный конфликт «отцов и детей», когда последние считают, что уже достаточно крепко стали на ноги и готовы порвать или уменьшить влияние бородатых «родителей». И изучают границы дозволенного, когда и хочется, и страшно.

Привлекает внимание, что СБУ интересует исключительно источник утечки информации разговоров у Гончарука – о поиске заказчиков слива как-то не говорится. Удивляет и то, что служба не проявляет активности в поиске лиц, стоящих за не менее провокационными проектами – Телеграмм-каналами «Темный рыцарь» или «Джокер», которые являются постоянными источниками скандалов касающихся «зеленой» власти.

Как будто нарочно «Джокер» тут же напомнил о себе: опубликовал переписку, которую его неизвестный автор вел с главой Государственной таможенной службы Максимом Нефедовым, от имени пресс-секретаря фракции «Слуга народа» депутата Евгении Кравчук критикуя его участие в вечеринке в столичном ночном клубе со стриптизершами.

Распространение этой информации было осуществлено по отработанной схеме: сайт «Страна» (он часто является площадкой, с которой стартует подобный «компромат») размещает соответствующее видео, его подхватывают в соцсетях каналы, преимущественно те, которые считаются трансляторами мыслей Коломойского, дальше тему активно ретранслируют другие СМИ.

Перспективу же развития скандала по обыскам на «плюсах» определит уровень дальнейшей активности «Темного рыцаря» и других каналов, по принципу веера распространяющих информацию, которая дискредитирует действия нынешней власти и капля за каплей приучает своих читателей к мысли, что президент не контролирует ситуацию в стране. Если «вражеские голоса» умолкнут, то и дело о прослушке премьера дальше не будут педалировать.

Но оппоненты очевидно не смолкают, и скандал разгорается. В процесс включился лично гарант. Вчера, находясь на Львовщине, Владимир Зеленский сообщил: следственные действия по делу о незаконном прослушивании прошли у всех, кто может быть причастен к этому. В частности, 25 обысков проведены у работников Управления государственной охраны (УГО), которые занимались обеспечением охраны премьер-министра. Эти слова можно воспринять как намек на возможную кооперацию людей Коломойского с государственным органом, ответственным за безопасность первых лиц власти. Это настолько пикантная ситуация, что ее развитием может стать разоблачение дворцового переворота или попытки «путча».

Но, вряд ли, у президента зайдут так далеко: ресурсов для реальной борьбы со «старшим партнером»-миллиардером у соратников главы государства еще не хватает. Одной СБУ тут мало, потребуются мощные медиаресурсы, сопоставимые по силе с «1+1» в руках Коломойского. Таких у Зеленского нет. Поэтому его ближайшие партнеры и стреляют по воробьям, атакуя исполнителей и доходя выше всего лишь до уровня организаторов информационных войн. Но не трогают заказчиков.

Еще одно важное замечание. Команде президента категорически нельзя использовать своего лидера в качестве источника заявлений в процессе внутривидовой борьбы. Не по статусу это. Сообщение главы государства о следственных действиях относительно «пленок Гончарука» напомнило прокол связанный с его появлением на пресс-конференции МВД и Генпрокурора относительно расследования убийства журналиста Павла Шеремета. Данная история стала публичным скандалом, втянутым в который волей-неволей оказался и гарант. Второй раз это повторилось в комментариях об обысках у государственных охранников: воронка деструкции вновь затягивает президента. Открытым остается вопрос – по собственной ли инициативе он прибегает к таким действиям, или же кто-то ему это рекомендует.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим