18 января российские части пытались выйти к нефтяному месторождению Рмейлан, расположенному на севере-востоке сирийской провинции Аль-Хасеке близ турецкой границы, но вернулись в лежащую западнее Амуду, не солоно хлебавши, когда заметно поредевшие благодаря Дональду Трампа войска США их завернули — не позволили пройти через город Камышлы. В районе Рмейлан, как известно, расположена американская авиабаза. А еще все это происходило на территории, подконтрольной сирийским курдам — Отрядам народной самообороны (YPG). Турецкое проправительственное информагентство Anadolu, со ссылкой на свои источники сообщившее о том, что американцы заблокировали путь россиян, также пишет, что эти самые YPG также не пропустили их двумя днями ранее. Агентство не сообщает, были ли это кадровые военные РФ, или же наемники. Однако если вспомнить, что различного рода авантюрами — и нефтяными в частности — по заданию Кремля занимаются «ихтамнеты» из частных военных компаний, самой известной и многочисленной из которых является «Вагнер», то, видимо, их и унизили американские войска.
На причастность «вагнеровцев» указывает и тот факт, что 16 января парламент Сирии разрешил заключить контракты на разработку трех блоков газовых и нефтяных месторождений с компаниями «Велада» и «Меркурий», которые, как выяснила «Новая газета», связаны с «поваром Путина» Евгением Пригожиным, под чьим контролем, находятся и «фабрика троллей», и, собственно, ЧВК «Вагнер». Очевидно, что получив зеленый свет, Пригожин отрядил своих горячих голов осмотреть полученное добро. Только вот на пути стали военные США, отношение которых к режиму Башара Асада, а значит, и к его решениям, не является секретом.
Со стороны Анкары это очевидный выпад в сторону Соединенных Штатов, которые продолжают поддерживать признанные террористическими и связанными Турцией воедино сирийские YPG и турецкую Рабочую партию Курдистана. Но не только. Туркам выгодно освещать событие и в контексте очевидной слабости российских войск. Да, с Москвой у Анкары ситуативный альянс в Сирии, или же, проще говоря, оформленный дерибан, не исключающий, впрочем, подковерных игр. Ныне же турки попросили россиян подвинуться на ливийской скамье. Причем просьба прозвучала, когда эфенди уже на этой скамье сидел, предварительно поерзав в Средиземноморье.
В таком отношении к вооруженным эмиссарам РФ за рубежом отчасти виноват и сам президент России Владимир Путин, который на совместной с канцлером ФРГ Ангелой Меркель пресс-конференции 11 января вновь повторил, что наемники с российским паспортом (в данном случае в Ливии) не представляют интересов страны. Аналогично он «сливал» пригожинских искателей приключений и ранее. Правда, избранная им тактика «ихтаместь, но их не есть Кремль» привела к дополнительным рискам в профессии российского наемника. Он должен выполнять контракт по гибридному освоению уже дальнего зарубежья, но при этом государство от него максимально дистанцировалось. Таким образом, с подачи Путина кто угодно может их пинать. С такими условиями «работы» не исключено, что «Вагнер» вообще из Сирии, а затем и из Ливии, уйдет на юга. До тех пор пока их не выпрут и из центральноафриканского региона те же турки.
На руку Трампу
Впрочем, этим могут заняться и американцы, чем черт не шутит. Особенно если вспомнить, что в оборонном бюджете США на 2020 фискальный год прописано как изучение деятельности российских «ихтамнетов» в Африке, так и требование к соответствующим ведомствам выяснить, поставляют ли россияне оружие в Южный Судан, ДР Конго, ЦАР. И на основании полученных данных Штаты выработают глобальный план противодействия РФ в Африке. Пока же Вашингтон — точнее, Белый дом — использует «битье» российских наемников для пиара президента. Такого рода медийные поводы в Сирии являются одной из составляющей общего впечатления — администрация Трампа по-прежнему контролирует ситуацию в этой стране. Несмотря на меньшее количество после вывода войск США в октябре прошлого года. Точный размер контингента в Сирии администрация не озвучивает, но, по данным The Washington Post, речь идет о порядка 800 американских военнослужащих и бронетехнике, включая тяжелую.
Официальной причиной оставить часть сил в Сирии шеф Пентагона Марк Эспер еще в конце октября называл защиту местных нефтяных месторождений на северо-востоке Сирии из-за присутствия Ирана и боевиков «Исламского государства». Очевидно, что и от хапуг с непонятным статусом из России.
Хотя то, что американцы развернули россиян, позволяет Трампу более эффективно разыгрывать и другие объяснения защиты месторождений. Так, в интервью телеканалу Fox 10 января он заявил, что «оставил войска» в Сирии, чтобы они «взяли нефть» под контроль, и добавил: «Я не знаю, может быть, нам следует забрать ее». Аналогичное заявление он сделал и во время предвыборного мероприятия в Милуоки (Висконсин) 14 января, еще и заставив Ирак напрячься: «Потому что я удержал нефть, что, честно говоря, мы должны были сделать в Ираке». Экспертов эти пассажи Трампа возмутили. Их расценили как анонс грабежа иностранного государства. И даже если Трамп на самом деле и не собирается присвоить энергоресурсы Сирии или же Ирака, то пощекотать нервишки «партнерам» ему это не мешает. Овчинка стоит выделки, потому как его основной избиратель с улюлюканием даст добро: «Он прав. Америка великая. Мы их защищаем. Пусть они платят. Нефтью».
К тому же, президент США сводит на нет упреки в том, что предал курдов, когда позволил туркам провести военную операцию «Мирная весна» на их территории. Потому как охрана нефти в Сирии, с его слов, осуществляется и в интересах курдских союзников. Хотя самого факта предательства помощь курдам не отменяет, просто вымывает из памяти.
Маленькие победы США в Сирии сопутствуют более грандиозным успехам администрации Трампа в международной арене — заключению торговой сделки с Китаем (первой ее фазы) и до этого победе над Ираном, помогая в создании целостного образа сильного лидера на фоне процедуры импичмента. Дональд Трамп перешел в наступление на демократов-законодателей и в юридической плоскости.
Белый дом накануне, 19 января, впервые дал официальный ответ на выдвинутые обвинения. Юристы Джей Секулово и Пэт Чипполоне на семи страницах объяснили, почему статьи обвинения нарушают конституцию США (с точки зрения Белого дома, конечно), демократы являются фейкотворцами, также нарушающими основной закон. Ответ вышел мощным и красноречивым с медийной точки зрения. «Ничтожность» обвинений администрацией показана даже в такой мелочи как наем в качестве защитника наряду с профессором права Аланом Дершовицем юрисконсульта Кеннета Стара, который в свое время выступал в роли обвинителя в деле об импичменте Билла Клинтона.
В целом же следует признать, что на сегодняшний день политтехнологии Трампа пока приносят лучший результат. Технологии демократов более долгоиграющие и разнонаправленные. «Ослы» вскрывают нарыв по чуть-чуть — по одному человеку за раз и используют полученные сведения скорее для постепенного наращивания давления на президента. Трамп движется рывками, наскоками и если все выходит как надо, берет весь куш — здесь и сейчас. Хотя этим рывкам предшествует кропотливая работа его советников.
Владислав Гирман / Деловая столица