В вертикали власти, которую выстраивает президент Зеленский, министерство иностранных дел с его дипломатами – не в фаворе с самого начала. Работу МИД выполняет тот же Андрей Ермак, который у президента и по западному, и по восточному направлению. Стоит вспомнить, что сначала новым министром иностранных дел была названа Елена Зеркаль, но, как оказалось, та отказалась. Тогда кресло предложили Вадиму Пристайко. На этой должности он неоднократно делал заявления, которые вызывали значительный резонанс. Часто – не в плюс власти. Однако, говорят в МИД, это проблема не столько министра, сколько отсутствия нормальной коммуникации дипломатического министерства с близким окружением Зеленского.
Плюс к этому – выяснилась еще одна проблема: нет коммуникации даже внутри МИД. Сначала украинское посольство в Тегеране фактически повторило официальную версию иранских властей о причине катастрофы – проблемы с двигателем – а потом уточнило: причины устанавливаются. «Любые заявления относительно причин аварии до решения комиссии не носят официального характера», – выпороли себя в украинском посольстве. Впоследствии в сети появилось предположение, что изменение мнения якобы стимулировано из Вашингтона. Что вряд ли, но если бы сразу было четкое заявление посольства, никаких предположений не возникало бы.
Вообще в поведении украинских властей в ситуации с катастрофой Боинга МАУ много элементарных ляпов. К примеру, Госавиаслужба запретила нашим самолетам летать над Ираном и Ираком только вчера, и то – запрет начинает действовать только с сегодняшнего дня. Почему нельзя было этого сделать раньше – вопрос. Ведь регион Персидского залива после убийства американцами генерала Сулеймани и дальнейшего обострения вокруг этого события, быстро превращается во взрывоопасный. Одним словом, ни в МИД, ни в Госавиаслужбе, ни на Банковой не сработал один из известных принципов управления: если не знаешь, как действовать в сложной ситуации, предупреди об опасности, это вызовет у граждан подсознательное ощущение заботы государства о них.
Впрочем, учитывая пребывание президента Зеленского в Омане – стране, которая также находится в той же взрывоопасной зоне – нечего удивляться заторможенным действиям исполнительной власти. Как заявить о закрытии воздушного пространства над этой территорией, когда оттуда для начала должен вернуться президент? Причем, в Офисе президента еще вчера утром сообщили: глава государства прерывает поездку в Оман и срочно возвращается в Киев. Как теперь мы уже знаем, это срочно произошло сегодня ночью: Зеленский вернулся чартерным рейсом из Маската (столицы Омана) на самолете Bombardier Global Express 6000. И сразу провел совещание. О котором, очевидно, и шла речь в упомянутом выше Телеграм-канале.
Однако вспомним еще один нюанс, на который многие обратили внимание, и который демонстрирует проблемы вертикали власти, которую строит Зе-команда: президентский Телеграм-канал вчера сообщил, что Зеленский дал поручение Генпрокурору Руслану Рябошапке открыть уголовное производство относительно катастрофы украинского самолета в Иране. В связи с этим президенту напомнили, что Генпрокурор ему не подчинен и никаких поручений он ему давать права, согласно Конституции, не имеет. Очередной «зашквар» пресс-службы, где не в курсе полномочий главы государства? Не исключено. Однако подавляющее большинство граждан вряд ли знает, имеет или не имеет право президент давать указания Генпрокурору, поэтому сам факт поручения воспримется положительно. Хотя в Офисе прокурора должны были открыть уголовное производство и без волшебного «пенделя» от Зеленского.
Что же касается действительно «зашквара» пресс-службы, то это – история с траурными свечами в Facebook, которые оказались прямо посреди головы президента и его пресс-секретаря Юлии Мендель. При этом оба на фото улыбаются.
Когда пользователи соцсетей начали «троллить» Мендель, фото поменяли, а свечи отставили немного в сторону. Самой же пресс-секретарю президента посоветовали просто ничего не делать, чтобы лишний раз не продуцировать скандальные эпизоды, из которых складывается общее впечатление о работе пресс-службы главы государства.
Однако вернемся к реакции украинских властей на авиакатастрофу в Иране. Кто-то скажет: Зе-команда не имеет опыта, она пока учится быстро и слаженно реагировать на вызовы. До определенной степени это так, но мы видим другую проблему: если без президентского вмешательства ничего не будет работать, то это не система власти, а какая-то пародия на нее.
Игорь Петренко / Depo.ua