Второй саммит инициативы «Трех морей», которая включает 12 стран ЕС в треугольнике Балтийского, Адриатического и Черного морей, имел все шансы стать довольно обыденным событием, одним из форумов, на которых много деклараций и мало конкретных решений, – пишет Юрий Банахевич для Укринформа. – Однако, когда месяц назад появилась информация, что приедет сам Дональд Трамп, к саммиту усилилось внимание и он насытился красками.
Популярность Трампа в Польше – не меньше, чем футбола
Окрыленные почти неожиданным успехом польские организаторы саммита вынуждены были пойти на достаточно радикальные шаги, в частности перенести саммит из Вроцлава в Варшаву. Это сделано из соображений безопасности, ведь у американцев очень хорошо налажена и отработана схема визитов хозяев Овального кабинета в польскую столицу. Например, задолго до визита с уверенностью можно было сказать, что Трамп остановится в отеле Marriott, который принадлежит американцам. До него там останавливались 42-й и 44-й президенты США Билл Клинтон и Барак Обама. Жители Вроцлава, наверное, вздохнули с облегчением, а Варшавы, наоборот – вынуждены были настраиваться на значительные ограничения в движении общественного транспорта в польской столице.
Безопасность Трампа и других участников саммита «Трех морей», упоминание о которых звучало фактически как своего рода политический фон визита Трампа, гарантировали около 4,5 тыс. польских полицейских совместно с американцами из Секретной службы США. Конечно, в Варшаве сложно было бы представить себе апокалиптическую картину из Гамбурга, где тысячи антиглобалистов сейчас протестуют против приезда лидеров «Большой двадцатки». В Польше всегда любили американских лидеров, а потому их визиты каждый раз воспринимаются с большим энтузиазмом и ожиданиями. Условно говоря, если бы антиглобалисты из разных стран решили выйти на протест в Варшаве, то даже не нужно было бы полиции: они получили бы на орехи от самих поляков.
Заинтересованность визитом Трампа было незаурядной: все польские СМИ транслировали старт его самолета с военной авиабазы Эндрюс, внимательно следили за перелетом, а прилет в аэропорт Шопена и церемония встречи американского лидера наверняка могли бы конкурировать с просмотром матча футбольной сборной Польши: за ней внимательно наблюдали на больших телеэкранах даже в кафе и пабах.
Всю последнюю неделю польские политики и СМИ жили ожиданием визита главы Белого дома, прогнозировали, что это даст стране с точки зрения имиджа и в более практических вопросах. Ближе к самому визиту начала появляться конкретика. Из уст высокопоставленных польских чиновников звучали заявления, что Трамп в Варшаве будет много говорить о безопасности, энергетике, а также о партнерстве Вашингтона с Варшавой и значительной роли Польши в истории Европы.
В мейнстриме – безопасность и энергетика
Трамп не разочаровал, по крайней мере – поляков. Как во время совместной пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой, так и во время своего выступления на площади Красинских в Варшаве перед 15-тысячной аудиторией под радостные возгласы «Трамп, Трамп», он много говорил о польских победах, стойком характере поляков и воле к свободе, которые проявлялись в годы Второй мировой войны и в эпоху «Солидарности». Много польских экспертов и политиков с удивлением и восторгом отмечали, что Трамп очень хорошо знает польскую историю.
В своих выступлениях Трамп уделил много внимания вопросам безопасности. В частности, он подтвердил верность США пятой статье Вашингтонского договора о коллективной обороне, отметив, что Соединенные Штаты плечом к плечу стоять со своими союзниками в Европе. Но при этом, он не забыл напомнить, что европейские страны в первую очередь сами должны позаботиться о своей безопасности, намекая на необходимость многих из европейских государств увеличить расходы на оборону до 2% ВВП стран. Впрочем, это не касалось Польши, расходы которой на оборону уже достигли этой отметки, а к 2030 году должны составить 2,5% ВВП страны.
В безопасностном направлении с положительной вестью также поспешил польский министр обороны Антоний Мацеревич. Подписанный меморандум о намерениях США продать РП самую современную версию зенитных ракет «Пэтриот» в качестве противовеса российским «Искандерам» в Калининградской области России, в Польше восприняли как очень позитивный сигнал.
Энергетическая безопасность была едва ли не самой обсуждаемой темой визита Трампа на варшавский саммит. Глава Белого дома в Варшаве заверил, что США могут быть источником диверсификации энергоносителей для Восточной Европы, чтобы избежать поставок только с одного направления (России). В свою очередь, Дуда заверил, что Польша готова покупать у США сжиженный газ в больших объемах, гарантируя тем самым энергетическую безопасность не только себе, но и другим странам региона, в частности Украине.
О готовности продавать газ Европе Трамп вспоминал в Варшаве несколько раз. А принимая во внимание то, что газ из-за океана является прямой конкуренцией для России и ее «Северного потока-2», то можно не сомневаться, что США вступят, а точнее – уже вступили в активную игру относительно противодействия российской газовой экспансии в Европе.
Заявления Трампа о России и подготовка в саммиту G20
Кроме заявлений со стороны президентов Польши и США о готовности поставлять газ в Украину, Трамп и Дуда несколько раз акцентировали внимание на том, что Россия все время дестабилизирует ситуацию в Украине. Намекалось на опасения провокаций со стороны РФ в контексте проведения в сентябре на территории Беларуси военных учений «Запад-2017». Следовательно, Трамп сначала заверил, что США совместно с Польшей готовят ответ на агрессивные действия России, а во время своей речи в центре города напрямую обратился к России с призывом прекратить дестабилизацию в Украине, поддержку режима Асада в Сирии и исламистов в Иране.
Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский уже после отлета Трампа на саммит G20 в Гамбург заверил, что лидеры Польши, балтийских и других стран «хорошо подготовили» Трампа к встрече с президентом России Путиным, поделившись своими рефлексиями относительно возможностей России и в дальнейшем «поджигать» Европу.
Прямых заявлений о поддержке Украины, ну хотя бы в контексте проведения реформ или борьбы с коррупцией из уст Трампа, к сожалению, не прозвучало. Вообще, много иностранных журналистов в пресс-центре саммита откровенно говорили о том, что на саммите не хватает Украины. И совсем не беда, что Украина не является членом ЕС, как все остальные участники саммита «Трех морей». США тоже не являются участником «Трех морей», но для них придумали формулу «12+1». Наверное, не слишком сложно было представить формулу «12+2» или же «12+1+1». Но это, наверное, слишком сложная математика, да и тема для совсем другой статьи.
Саммит «Трех морей», выигрыш заокеанский
А что саммит «Трех морей», и каковы его результаты? Он определенно находился в тени визита Трампа. Наверное, ни одно из польских СМИ так и не перечислило полностью фамилии президентов из других стран, которые прибыли на саммит. Да и зачем. Не они были главными героями этой истории. Уже после отъезда Трампа участники саммита приняли совместную декларацию, в которой задекларировали готовность и дальше развивать инфраструктурные и энергетические проекты, ликвидировать диспропорции в развитии стран этой инициативы. Они также подчеркнули, что инициатива «Трех морей» не является противовесом ЕС, а наоборот, служит развитию и усилению роли ЕС. Лидеры «двенадцатки» также договорились о проведении следующего, третьего саммита «Трех морей» в Румынии. То есть после Хорватии и Польши, которые представляют соответственно Балтийский и Адриатический регионы, вполне резонно пришло время для проведения форума на третьем полюсе инициативы – черноморском.
Трудно говорить за все страны-участницы саммита, но больше дивидендов, что и не удивительно, от него получили Польша и США. Варшава больше в символическом измерении – декларации со стороны США о значительной роли Польши в Восточной Европы, а Вашингтон – вполне практические. Уже в не таком отдаленном будущем США смогут получать значительные прибыли от продажи Польше и другим странам Восточной Европы своего газа, а также реализовывать дорогостоящие военные контракты.