Тема номер один в стране – задержания и обыски у участников АТО и волонтеров по делу об убийстве в Киеве 20 июля 2016 г. российского журналиста Павла Шеремета. Пресс-конференция руководителей МВД и ГПУ при участии Зеленского оставила больше вопросом, чем дала ответов. Хотя следователи и уверяют, что огласили лишь малую толику собранных доказательств и что они уверены в виновности Андрея Антоненко, Юлии Кузьменко, Яны Дугарь и других подозреваемых, скепсис к результатам расследования высказали очень многие, в том числе и редакция «Украинской правды», где работал Шеремет. Все думающие люди обращают внимание на важный момент: непонятный мотив убийства – как именно смерть Шеремета должна была вызвать, как утверждают правоохранители, «дестабилизацию ситуации в стране»?
Не менее важно то, что своим присутствием на пресс-конференции Зеленский как бы освятил обнародование доказательств по делу об убийстве Шеремета. Можно ли теперь усомниться в виновности подозреваемых АТОшников?
«После сегодняшнего раскрытия убийства Павла Шеремета, мы искренне надеемся, что в феврале, в годовщину Революции, вы уже не пойдете на Майдан апеллировать к его так называемым героям. Все сильно изменилось», – оперативно отреагировал на пресс-конференцию бывший заместитель главы администрации Януковича Андрей Портнов, выполняющий сегодня роль главного «загонщика» Петра Порошенко.
А он ведь Портнов прав, говоря, что все сильно изменилось. В среде настоящих, а не ряженых героев Майдана, ветеранов, волонтеров, добровольцев Зеленский теперь тот, при президентстве которого могут начаться «чистики» патриотов. Под предлогом якобы исходящей от них угрозы установлению мира в стране.
Подозреваемые в подрыве Шеремета – не первые «политические» при нынешнем президенте. Можно вспомнить уголовное дело против депутата из фракции «Европейской солидарности» Софии Федины и ее подруги, волонтера Маруси Зверобой за якобы угрозы главе государства, и совсем свежую драку «свободовцев» со «слугой» Андреем Богданцом, в результате чего против националистов возбудили дело, двух участников конфликта – Олега Куцина и Алексея Кайду – задержали. Оба не только члены ВО «Свобода», но и ветераны АТО.
Надо отметить, что свои «политические», причем из той же идеологической ниши, были почти у всех предшественников Зеленского. Кроме, пожалуй, Кравчука, который не успел заработать себе врагов среди националистов и радикалов, и Виктора Ющенко, при котором радикальные движения заметно пошли на спад. А вот при Леониде Кучме в тюрьме оказались «унсовцы», принимавшие участие в штурме Банковой 9 марта 2001 г. Часть осужденных тогда людей стали активными участниками двух Майданов. Особую «любовь» к национал-патриотам испытывали во времена Януковича. В тюрьмах или СИЗО на момент начала Революции достоинства находились «васильковские террористы» и фигуранты дела «защитников Рымарской» из организации «Патриот Украины». Лишь благодаря победе Революции они вышли на волю по так называемой «майданной амнистии». И сразу стали добровольцами, а также организаторами добровольческих отрядов.
На войну в 2014 г. ушли не только участники националистических движений, но и люди, которыми, возможно, в то время двигали не столько патриотические мотивы, сколько жажда наживы или авантюризм. Но АТО объединила их, разделив жизнь добровольцев и волонтеров на две части – до и во время войны. Потому они очень болезненно воспринимали и воспринимают любые посягательства на участников своей общности.
Например, история с батальоном «Торнадо», бойцам которого инкриминировались тяжкие преступления. Но на другой чаше весов было их участие в боевых действиях. В итоге «торнадовцев» посадили. Но суд над ними сопровождался громкими политическими заявлениями, митингами и драками с правоохранителями. В августе этого года на Банковой активисты общественной организации «Комитет освобождения политзаключенных» требовали уже от нового президента освободить «узников режима Порошенко». В их состав они включили и осужденных бойцов «Торнадо».
«Политическими» времен пятого президента называли Юрия Павленко (Хорта), порвавшего портрет Порошенко, Андрея Медведько и Дениса Полищука, подозреваемых в убийстве Олеся Бузины, Виту Заверуху, проходившую по делу о расстреле милиционеров в Киеве, Игоря Гуменюка и Сергея Крайняка, которые проходят по делу о трагических событиях под Радой 31 августа 2015 г., и многих других. В мирное время отношение к этим людям не отличалось бы от отношения к тем, кого подозревают в совершении преступлений. Но в период наэлектризованности общества, подъема патриотизма такие люди легко зарабатывают ореолы мучеников. А власть, в свою очередь, – клеймо врага патриотов.
Кучма, Янукович, Порошенко – каждый по-своему, но все с проблемами для имиджа и рейтинга пытались держать в узде радикально настроенное меньшинство. Сейчас, похоже, на их грабли зачем-то толкают Зеленского. Складывается впечатление, что его втягивают в опасную игру, в которой радикалы и активисты – плохие парни, от них обязательно стоит ожидать неприятностей, ведь они его не любят. Откроем секрет: они не очень-то жаловали и Порошенко, не говоря уже о Януковиче и Кучме. Но от того, что эти движения загонят в подполье, Зеленский точно не выиграет.
Деловая столица