Представители парламентских фракций «Европейской Солидарности», «Голоса» и «Батькивщины» провозгласили с трибуны Верховной Рады совместное заявление относительно недопущения нарушения национальных интересов Украины. Под ним стоят подписи партийных лидеров – Петра Порошенко, Святослава Вакарчука и Юлии Тимошенко.
В заявлении говорится о рисках для безопасности и национальных интересов Украины и необходимости соблюдения во время переговоров в нормандском формате принципиальных позиций – «красных линий», нарушение которых нанесет непоправимый ущерб Украине.
Эти линии обозначил председатель фракции «Голос» Сергей Рахманин: «Никаких компромиссов в отношении унитарного государства и никакой федерализации. Никаких компромиссов относительно европейского и евроатлантического курса. Никаких политических действий, в частности выборов на временно оккупированных территориях Донбасса до выполнения условий безопасности и деоккупации, в частности, вывода российских войск, разоружения незаконно вооруженных формирований, установления контроля над государственным рубежом. Никаких компромиссов относительно деоккупации и возвращения Крыма в Украину. Никакого прекращения международных судебных процессов против России», – заявил депутат.
Эти предостережения прозвучали в адрес президента Владимира Зеленского, который собирается 9 декабря в Париже встретиться с лидерами «нормандской четверки», среди которых будет и Владимир Путин. Именно перспектива встречи с последним и заключение тех или иных сделок во французской столице, способных повредить национальным интересам Украины, и объединила подписантов заявления.
Но действительно ли именно общее видение рисков заставило выйти на парламентскую трибуну политические силы, которые в последние годы чаще жестко критиковали друг друга и взаимно одолевали, нежели находили общую почву? Есть большие сомнения в том, что даже реальная угроза российского реванша способна всерьез объединить эти партии. Складывается впечатление, что политики нашли повод для пиара на теме единства. Поэтому все, что сейчас происходит, – временное, потому что сейчас им выгодно заявить о недопустимости капитуляции, ведь именно эти слова хочет слышать их электорат.
Тем более что разной является и идеологическая платформа каждой из этих политсил. Скажем, Юлия Тимошенко и ее коллеги из фракции «Батькивщина» вместе с депутатами от «Слуги народа» и бывшими регионалами из «Оппозиционной платформы – За жизнь» объединились в авторском коллективе поданного в парламент скандального законопроекта №2083-д, который предусматривает отмену обязательной регистрации в качестве внутренне перемещенных лиц для получения пенсий пенсионерами, которые живут в ОРДЛО, фактическое признание Украиной документов, выданных «властями» так называемых «республик», и выплату пенсий включительно с погашением задолженности жителям временно оккупированных территорий.
В свою очередь, фракция «Голоса» регулярно спасает монобольшинство от провалов при рассмотрении в парламенте целого ряда резонансных законопроектов. В последний раз это произошло в тот самый вторник, когда прозвучало и упомянутое заявление трех фракций. Во время голосования в целом за закон о перезагрузке Государственного бюро расследований неформальная группа олигарха Игоря Коломойского внутри «Слуги народа» эту инициативу не поддержала, в результате чего «слуги» нашли лишь 224 голоса при минимально необходимых 226. И здесь очень своевременно внесенную президентом Зеленским инициативу поддержали 18 из 20 возможных голосов фракции Святослава Вакарчука – Сергея Рахманина.
В чем, несмотря на все идеологические различия, сейчас едины и «Батькивщина», и «Голос», и «Евросолидарность» – это в публичном неприятии земельной реформы, а именно того ее варианта, который был внесен властями, принят в первом чтении и, если верить заявлениям видных представителей «слуг», должен быть окончательно принят до конца этого года. Технологически это понятно – быть против снятия моратория на продажу земель выгодно: общественное мнение в Украине традиционно сформировано таким образом, что выступить за разрешение гражданам реализовать их право на свободную продажу-покупку «главного достояния народа» означает стать очень непопулярным политиком.
Ряды оппонентов создания свободного рынка земель настолько плотны, что политсилы вынуждены толкаться локтями вокруг этой темы в соревновании за роль главного защитника права украинцев и в дальнейшем сохранить за аграрными баронами монополию на бесплатное пользование землей.
13 ноября, во время рассмотрения в первом чтении законопроекта №2178-10 об открытии рынка земли, «за» проголосовали лишь депутаты из фракции «Слуга народа» и внефракционные. Ни либеральный «Голос», ни правоконсервативная «Европейская солидарность» проект не поддержали. При этом первенство среди оппонентов реформы застолбила за собой Юлия Тимошенко, которая уже давно является завсегдатаем и, поговаривают, чуть ли не организатором митингов и других форм протеста, вызывая плохо скрываемую ревность ее коллег по парламенту. И это при том, что в первые полгода после избрания «власти новых лиц» лидер «Батькивщины» воздерживалась от критики в их адрес и пыталась найти себе место в новой конфигурации власти.
Напомним, что в предыдущей истории отношений этих сил больше того, что разъединяет, чем воспоминаний про общие победы. Несмотря на то, что все три партии являются прямым результатом феномена Майдана, до сих пор они нередко становились непримиримыми оппонентами. Можно вспомнить непростые отношения Юлии Тимошенко и Петра Порошенко еще во времена президентства Виктора Ющенко, когда первую в 2005 году назначили премьер-министром, а второго в противовес ей сделали секретарем Совбеза, заложив основы конфликта двух лидеров, который тут же и вспыхнул. Лидер «Батькивщины» тогда резко атаковала Петра Алексеевича, лепя из него образ чуть ли не главного коррупционера страны. Оппоненты поменялись ролями после Майдана 2014 года, когда звезда Порошенко вспыхнула неожиданно ярко, и он стал президентом, а Тимошенко показала на выборах скромные результаты и на некоторое время ушла в политическую тень. На выборах 2019 года эта пара антагонистов должна была стать главными конкурентами и за президентский пост, и за места в парламенте. И стала бы, если бы все расчеты не разрушило появление на политической шахматной доске Владимира Зеленского.
Относительно же отношений этих ветеранов отечественной политики с Вакарчуком, то достаточно вспомнить, как пренебрежительно Тимошенко высказывалась о перспективах лидера «Голоса» во время нынешней парламентской избирательной кампании. Запомнился эпизод, когда во время дебатов на телеканале «Украина» Святослав Вакарчук не смог ответить на вопросы Юлии Владимировны о цене газа для населения. В свою очередь, Вакарчук публично обвинял Порошенко и партию «ЕС» в использовании нечестных методов предвыборной борьбы.
И вот – они объединились на трибуне Рады. Но их проблема в том, что вчерашнее совместное заявление трех сил не вызвало сколько-нибудь заметного резонанса в обществе. Майдан сейчас не соберется, пожалуй, даже в случае подписания украинским президентом в Париже каких-то капитулянтских сделок. Тем более, что такой подарок нашей патриотической оппозиции со стороны Банковой маловероятен – если у Зеленского и намерены сойтись с Путиным «посередине», то сделают это не столь показательно. Поэтому максимум, на что может претендовать вчерашнее трио, – это на попытку застолбить за собой приоритетное право на патриотическую риторику. Но и тут у них есть конкуренты, скажем, из более радикальной националистической среды.
Фактором, способным ситуативно довольно крепко сплотить классических отечественных политиков, может стать не идеология, а угроза политических репрессий. И если после перезагрузки Государственного бюро расследований, которое активно занималось делами, где фигурировал Петр Порошенко, могло показаться, что нынешние хозяева Банковой выписали пятому президенту «индульгенцию», то возможное возвращение в Украину экс-нардепа Александра Онищенко с его анонсированным «компроматом» на Порошенко должно было бы насторожить сторонников экс-гаранта. 29 ноября Онищенко, подозреваемого в организации коррупционной схемы по продаже газа, задержали в Германии по запросу Национального антикоррупционного бюро Украины и Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Его могут вернуть в Украину, и не факт, что он сам и определенные круги в Киеве этого не хотят. По крайней мере из уст беглеца звучали обещания в декабре самостоятельно вернуться в Украину и опровергнуть обвинения в свой адрес.
Так или иначе, если нынешняя властная команда действительно намерена о чем-то договариваться с Кремлем в Париже, то уже вскоре можно ожидать информационной операции по отвлечению внимания общества от темы «зрады» посредством создания новых скандалов и перевода «стрелок» на борьбу с «преступными попередниками». В такой ситуации даже ситуативное, декларативное объединение партий, которые у нас называют патриотическими, может пригодиться самим участникам этого объединения. Реальным же лакмусом их намерений станет способность поддержать того из коллег из «пакта трех», которого будет атаковать нынешняя власть.
Игорь Петренко / Depo.ua