Законопроект 2179 «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», который готовят к рассмотрению во втором чтении, может не только стать предохранителем для финансовых махинаций, но и безупречным инструментом давления силовиков на бизнес
В начале месяца законопроект 2179 приняли 278-ю голосами в первом чтении, а в ближайшие дни могут утвердить окончательно.
В пояснительной записке к документу отмечается, что он разработан во исполнение соответствующей стратегии, утвержденной правительством до 2020 года, в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС и Меморандумом о сотрудничестве с МВФ. Закон определяет ключевые условия для предоставления макрофинансовой помощи от ЕС. То есть, на первый взгляд, имеем цивилизованный законопроект, который выводит систему мониторинга за украинским бизнесом на общеевропейском уровне. Министр финансов Оксана Маркарова охарактеризовала законодательный акт весьма позитивно.
«На сегодняшний день в Украине действует устаревшая система предотвращения легализации и мониторинга. Этим законом мы имплементируем 4 Директиву Европейского Союза и частично 5 Директиву. Это те вещи, которые давно работают в Европе. Эти условия являются важными для членов ЕС и тех, кто подается на членство в ЕС», – отметила Маркарова, представляя документ в парламенте перед первым голосованием.
При этом в правительстве прямо заявили об установлении надзора за бизнесом.
«Благодаря новому законопроекту, под пристальным наблюдением контролирующих органов будут финансовые операции олигархов, коррумпированных чиновников, крупного бизнеса. Закон испортит жизнь схемщикам, закрывая ряд законодательных лазеек. В нем четко прописаны механизмы замораживания активов и приостановление финансовых операций, если они связаны с выводом денег в офшоры или финансированием терроризма», – отмечается в сообщении министерства.
Терроризм и бизнес
Из положительных моментов, в законопроекте прописано наказание за прохождение обучения терроризму, въезд и выезд в Украину с террористической целью.
Есть приятные новости и для бизнесменов. Так, количество операций, о которых обязательно необходимо отчитываться, уменьшается с 17 до 4, вместе с тем, сумма, которая подлежит мониторингу, возрастает со 150 тыс. до 400 тыс. грн. Срок для представления отчетов возрастает с трех до пяти рабочих дней. Предусматривается введение цифровой идентификации, которая позволит перевести большинство операций в цифровое измерение.
Другие изменения – более тревожные. Например, круг организаций, которые обязывают докладывать государству о подозрительных махинациях, расширяется. Теперь в него входят аудиторские, юридические компании, предприятия, оказывающие информационно-консультативные услуги. То есть, каждое обращение к юристу – потенциальный риск. Ведь даже при хрестоматийно-прозрачном бизнесе иногда нереально угадать, что покажется подозрительным тому или иному человеку. При этом «контролеров» призывают быть бдительными, ведь штраф за ненадлежащий финмониторинг – до 170 млн грн. В общем, приостановить деятельность компании определенного бизнесмена на длительное время для власти перестает быть проблемой.
Штрафы в целом увеличили в несколько раз. Так, например, за «ненадлежащее хранение документов» предприниматель должен будет заплатить от 5 тыс. до 34 тыс. грн (тогда как ранее – 1700 – 3400 грн). За непредставление государственному регистратору информации о бенефициарном владельце – от 17 тыс. до 51 тыс. грн.
Платежные системы, в целях предотвращения отмыванию денег и финансирования терроризма, хотят обязать сопровождать операции данными о плательщике и получателе переводов. А значит, все денежные переводы будут под бдительным оком властей (хотя в случае не слишком больших транзакций их можно поделить на части до 450 тыс. каждая).
СБУ имеет право составлять списки людей, связанных с осуществлением террористической деятельности – казалось бы, опция логичная, но при этом, согласно закону, есть риск, что в такой реестр попадут не только террористы и их пособники, но и предприниматели, которые, например, торговали с компанией, один из сотрудников которой имеет определенные связи в «Л/ДНР». При этом, если юридическое лицо прекратило существование, ответственность за нарушения будут нести его правопреемники.
При чем здесь Кулик
Интересно вспомнить, что во время избирательной кампании тогда еще кандидата в президенты Владимира Зеленского его команда обещала декриминализировать экономическую деятельность, а значит и ликвидировать пресловутый отдел К (Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью). Это является одним из условий реформы СБУ, которую продвигают наши западные партнеры. Правда, потом новый глава СБУ Иван Баканов намекал, что с таким планом не согласен, ведь без полномочий СБУ в сфере борьбы с экономическими преступлениями невозможно преодолеть терроризм и торговлю наркотиками.
С новым законопроектом силовики получают широкую власть над бизнесом, а значит, упомянутое подразделение будет только процветать. Сейчас же в СМИ активно муссируется информация, что с усилением отдела «К» в силовые структуры, и, в определенном смысле, в большую политику, вернется уволенный Русланом Рябошапкой из ГПУ Константин Кулик. Последнего связывают в кулуарах с Игорем Коломойским и он заведомо не проходил переаттестацию в ГПУ. Словно осознавал, что может получить новое назначение, а в СМИ сразу же заговорили о том, что оно будет в СБУ.
Такое мнение высказал, например, экс-нардеп Сергей Лещенко.
«За сохранение Кулика в Генпрокуратуре боролся Игорь Коломойский, которому Кулик был нужен», – написал бывший нардеп, добавив, что»влиятельные люди лоббируют его назначение в СБУ на должность заместителя руководителя Главного следственного управления спецслужбы.
Отметим, что с Коломойским Кулика связывают не только в Украине.
В одной из публикаций издание The New York Times отмечало, что Кулика и Луценко считали людьми Порошенко, однако за два дня до первого тура президентских выборов Кулик открыл уголовные дела по обвинениям в коррупции в отношении людей из окружения бывшего украинского гаранта Конституции.
Пятый президент Украины Петр Порошенко в эфире шоу «Право на власть» на «1+1» заявлял, что Константин Кулик ездил в Израиль к Игорю Коломойскому, от которого получил определенные указания. Дела эти касались Курченко, продажи УМХ, а также окружения Порошенко – Гонтаревой и других. Не так давно был задержан глава «Укрэксимбанка» Гриценко — также по делам Курченко». И это тоже связывали с деятельностью Кулика.
То есть, если сетевые аналитики правы и Кулик таки попадет в СБУ, еще и в отдел экономических преступлений, предвыборные антиутопии о Коломойском, тянущем руку к украинским бизнесменам, получат вполне реальную почву.
Но даже если и нет, законопроект фактически ставит предпринимателей в зависимость от доброй воли украинской власти. И если власть «хорошая» с помощью этого инструмента действительно предотвратит финансирование терроризма, «плохая» может запросто тормозить и даже блокировать деятельность целых компаний и ставить бизнес под угрозу.
Алина Морозова / Depo.ua