Кабмин хочет сменить руководство всех стратегических компаний, в том числе «Нафтогаза», и перезагрузить их наблюдательные советы. Это заявление министра энергетики Алексея Оржеля может ослабить позиции Украины накануне «газовых» переговоров Киева с Кремлем.
Первого из руководителей крупных госпредприятий уволили на прошлой неделе. «Пионером» стал президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский. Продолжение последует, ведь наблюдатели не исключают, что на места, которые освободят руководители стратегических госкомпаний, придут лояльные к нынешней власти фигуры. И именно сейчас пришло время последним доказать свое умение быть «полезными» потенциальным патронам.
Заявление министра можно воспринимать как второй звонок на выход главе правления «Нафтогаза» Андрею Коболеву. Первым стало то, что его не было на переговорах относительно газовых вопросов, которые состоялись 28 ноября в Вене. Это первые профильные переговоры на высоком уровне за последние годы, в которых Коболев не принимал участия. Украину представляли министр энергетики Оржель, исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко и глава ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. Их визави с российской стороны были глава правления «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Александр Новак. То есть, уровень вполне представительный, и отсутствие за венским столом Коболева по меньшей мере удивляет.
Третьим и последним звоночком в случае сохранения этой тенденции может стать отсутствие Коболева на переговорах во Франции. Учитывая наличие информации о том, что руководителя «Нафтогаза» все же не будет в составе делегации Украины, которая формируется для этих переговоров, можно с высокой степенью вероятности предположить, что дни нынешнего руководителя «Нафтогаза» на этой должности уже сочтены. А во Францию полетит исполнительный директор НАКа Юрий Витренко. У которого с непосредственным шефом – конфликт, наличие которого в июле этого года признал сам Коболев, назвав это одним из главных поражений «Нафтогаза».
Контракт с Андреем Коболевым, который занимает должность с 26 марта 2014 года, был продлен во времена правительства Владимира Гройсмана и истекает 20 марта 2020-го. К отставке нынешнего председателя правления «Нафтогаза», могут подталкивать, готовя соответствующий грунт из обвинений и делая его ответственным за возможный рост тарифов на коммунальные услуги для населения.
И действительно убийственный аргумент против сохранения на посту руководителя – информация о его сверхвысоких доходах. 261 млн грн составила премия главы «Нафтогаза Украины» за победу над «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже 2018 года. В целом в прошлом году, по открытым данным, он заработал 286,5 млн грн. Еще в январе премьер Гройсман заявлял, что правительство приостановит контракты с менеджментом «Нафтогаза» и пересмотрит «космические» зарплаты и премии руководству компании. Со своей стороны, Коболев парировал, что его зарплата соответствует постановлению Кабмина, но отказался назвать ее размер, признавшись, что «это более семи цифр до запятой».
Ради справедливости отметим, что за годы работы нынешнего менеджмента в «Нафтогазе» прошли реформы, которые дали возможность Украине избавиться от зависимости от российского газа. Но сегодня он не выглядит неуязвимым. Зато имя Юрия Витренко звучит в контексте интересов олигарха Игоря Коломойского, который стремится быть основным выгодоприобретателем победы Владимира Зеленского на президентских выборах. В августе миллиардер называл Витренко (вместе с Алексеем Гончаруком) «фаворитами гонки» за пост премьер-министра. Говорил, что «склоняюсь к кандидатуре Витренко, потому что с ним знаком». Не исключено, что не сработав летом, это знакомство сработает в случае с заменой руководителя «Нафтогаза», к этой компании Игорь Валерьевич имеет определенный коммерческий интерес.
Еще одной причиной ожидаемого отсутствия Коболева во Франции может оказаться его довольно жесткая переговорная позиция, которая стоит на пути достижения договоренностей с Россией по поставкам и транзиту газа. Ведь разговоры о снижении цены на голубое топливо, которые сейчас начались, ведут к одному – Украина должна вернуться к прямым поставкам газа из России.
Ситуация усложняется тем, что победа Украины в Стокгольмском арбитраже над «Газпромом» сейчас может быть нивелирована возможной потерей транзита газа через украинскую газотранспортную систему. Речь о предложенной президентом России Владимиром Путиным скидке на поставки газа в Украину без посредников, то есть приобретение его у «Газпрома» в обмен на отказ «Нафтогаза» от $3 миллиардов победы в Стокгольмском арбитраже.
Во-вторых, сейчас Украина подала иски против России на $12 млрд, и у нас есть шансы их выиграть. И если мы сейчас теряем транзит и берем скидку на 3 млрд, еще и растянутую на несколько лет, то можно говорить о создании коррупционной схемы, которая приведет к потере Украиной $9 млрд. То есть разговорами о том, что газ немного подешевеет, похоже, прикрывают потенциальную потерю миллиардов долларов. Наконец, и это главное, любая скидка на газ – это начало «белорусского пути» для Украины. Россия ничего и никому не дает просто так.
Поэтому отсутствие Коболева во Франции можно воспринять как желание вывести из игры неудобного переговорщика накануне принятия политического решения изменения вектора относительно «газовых вопросов».
Объяснить это народу будет несложно: люди будут рукоплескать, что этого молодого выскочку-мультимиллионера не взяли в Нормандию. «Дружеские» телеканалы с радостью создадут нужную картинку, на которой в «высоких» тарифах виноваты участники заговора – Порошенко, его правительства, Коболев, а также западные советники «Нафтогаза». Которых, следуя логике Оржеля, также скоро выгонят. Напомним, в набсовет НАКа входит несколько иностранных граждан: британка Клэр Споттисвуд (председатель совета), француз Бруно Лескуа, американец Амос Хохштайн и бельгиец Людо Ван дер Хейден.
Игорь Петренко / Depo.ua