п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

У Меркель лопнуло терпение: Чем дипломатическая война между Парижем и Берлином опасна для Украины Накануне саммита в нормандском формате Германия и Франция начали публично выяснять отношения

Долго сдерживаемое раздражение французским президентом, «чудо-мальчиком» Эммануэлем Макрона, которое немецкие политические элиты старательно скрывали, наконец прорвалось широкой рекой. По слухам, все началось во время торжественного банкета, посвященного 30-летию падения Берлинской стены, когда «бабушка немецкой политики» с упреком в глазах заявила молодому коллеге: «Я понимаю ваше стремление к разрушительной политике. Но я устала собирать осколки. Раз за разом мне приходится склеивать разбитые вами чашки, чтобы мы смогли сесть и вместе выпить чаю «.

Но тихими упреками в закрытых мероприятиях дело не ограничилось. И уже на во вторник министр иностранных дел Германии Гайко Маас резко раскритиковал «безответственные дебаты» на тему того, что «НАТО умерло», которыми недавно порадовал мир Эммануэль Макрона. При этом в весьма жесткий способ – в частности, Маас заявил, что сейчас в Берлине растет обеспокоенность тем, что Макрон ударился в голлизм, который направлен на военно-автономную Европу под французским руководством.

При этом Германия, как подчеркнул Маас, придерживается «традиционной», трансатлантической ориентации Европы, несмотря на явное раздражение из-за односторонней политики правительства Трампа. В связи с чем, по мнению Мааса, «НАТО имеет важное значение», «разъединение европейской и американской безопасности является очень опасным», и, при том, «НАТО живо – от головы до самых ног».

Отдельной линией в этой ссоре проходит отношение к восточноевропейским государствам. По мнению Мааса, многие восточноевропейцы подозревают, что Европа становится «двухуровневым сообществом», а они сами – «членами второго класса». А предложения Франции начать более тесные отношения с Россией похожи на попытку договориться «за спиной соседей».

Если сложить вместе все эти обвинения, может сложиться впечатление, что в Берлине косвенно обвинили Париж в желании возглавить европейский проект, заручившись поддержкой России. Хотя Маас использовал весь дипломатический талант, чтобы не сказать этого прямо.

Реакция со стороны Елисейского дворца пока отсутствует, но можно не сомневаться, что вскоре она появится. Самолюбивый французский президент вряд ли сможет стерпеть поучения немецких чиновников. Тем более, что долго искать аргументы ему не придется – достаточно вспомнить «Северный поток-2», который является именно немецко-российским проектом, осуществленным несмотря на яростное сопротивление Польши. Хорошо, хоть не «за спиной», а прямо перед глазами.

С одной стороны, этот геополитический скандал, который явно намекает на возможность длительного политического похолодание между Парижем и Берлином, зрел давно. Поскольку общие гуманистические ценности и общая нелюбовь к Трампу, которые долгое время связывали Меркель и Макрона – это хорошо. Но готовность Парижа то ли в очередной раз выходить из НАТО, то ли зарабатывать политические очки на антиамериканской риторике, так и не создав перед тем действенной европейской армии – это, как минимум, безответственно.

С другой стороны, худший момент для подобного скандала сложно себе представить. Этот момент препаскуден для ЕС, где фактически происходит, пусть и временный, но зримый переход неформального лидерства от Меркель, дни которой у власти уже сочтены, к Макрону, который должен «удержать» ситуацию в Союзе в тот момент, когда Германия войдет в электоральную зону политической нестабильности.

И эта ссора нисколько не лучше для Украины, поскольку двое политических лидеров, которые как раз начали масштабную мировоззренческую ссору – это вроде как союзники Киева на ключевых переговорах в Париже. К которым, к слову, осталось менее двух недель. О том, насколько эффективно сможет работать этот европейский «дуэт» после всех взаимных обвинений и обид, остается только догадываться.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим