Украинское Минэнерго без лишних колебаний и за считанные часы отклонило предложение «Газпрома» к «Нафтогазу» относительно транзитного контракта на один год со взаимным отказом сторон от претензий. «Предложение, которое сейчас получено, – неприемлемо для Украины, учитывая то, что надо отказаться от арбитражей и подписать договор только на один год использования нашей ГТС», – заявил глава ведомства Алексей Оржель в эфире «Свободы слова».
И теперь, судя по всему, вопросы относительно газового транзита окончательно переходят из сферы экономики в сферу политики. То есть они и раньше, конечно, были политическими – но до сих пор говорили о них, хотя бы формально, представители «Газпрома» и «Нафтогаза». А сейчас эти вопросы станут предметом дискуссий глав государств, скорее всего, сразу четырех, во время встречи в «нормандском» формате 9 декабря – когда уже она там, в конце концов, состоится. Что бы на эту тему не писал исполнительный директор «Нафтогаза».
И вполне вероятным является вариант, при котором Россия, которая традиционно пытается связать «все со всем», поставит процесс урегулирования конфликта на Донбассе в зависимость от сговорчивости украинской стороны в газовых вопросах.
При том, что продолжение конфликта будет происходить в неблагоприятных для обеих сторон условиях. Поскольку на юге Европы зреют проблемы как для Киева, так и для Москвы.
С 30 ноября начинается эксплуатация трансанатолийского газопровода – TANAP. На церемонии будут присутствовать президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев, которые не без видимого удовольствия констатировали, что их проект – это только начало создания Южного газового коридора, который пройдет от Туркменистана через Азербайджан, Грузию, Турцию – вплоть до Италии.
Пока, конечно, все гораздо менее масштабно. По газопроводу в ближайшее время пойдет всего 16 миллиардов кубов в год, из которых 6 – останутся в Турции, а 10 – пойдут в Европу. Сравнивая с размерами «газового пирога» в 180 миллиардов кубов, который контролирует российский «Газпром», изменение незначительное.
Но в течение ближайших двух лет мощность TANAP планируют увеличить до 32 миллиардов кубов, из которых две трети будут транспортировать в Европу. При том, если удастся наладить поставки туркменского газа в Азербайджан – чему сейчас активно противодействует Россия – то мощность проекта можно увеличивать и дальше.
Наряду с многомиллиардными инвестициями в альтернативную энергетику и активным строительством странами ЕС терминалов для приема сжиженного газа, складывается впечатление, что доля России на газовом рынке Европы будет неизбежно сокращаться. Эта ситуация для Украины является хорошей и плохой одновременно.
Плохая новость заключается в том, что наше наследство с советских времен, газотранспортная система, в которую Верховная Рада, несмотря на анбадлинг «Нафтогаза», так и не позволила «заходить» никаким иностранным инвесторам, по большому счету, обречена. Если Россия потеряет долю европейского рынка – а сомневаться в этом на данном этапе практически не приходится – то рано или поздно уменьшится не только «процентный», но и абсолютный показатель прокачки газа. И Кремлю вполне хватит трех «потоков» для поставок газа в ЕС. При том никакие политические нюансы не изменят этой суровой экономически реальности. Перспективы на дальнейшее активное существование имеют только те части «большой трубы», которые можно использовать для реверсных поставок из Европы, для дистрибуций по стране сжиженного газа – если Украина когда-то таки построит соответствующий терминал.
Зато хороших новостей для Украины сразу две. Первая из них заключается в том, что ЕС будет меньше зависеть от российского газа, что уменьшит реальную действенность «газового оружия» Путина. В этом плане лето 2019 года, когда Россия (кстати, как и Норвегия) начали медленно, по проценту-другому, терять долю на рынке – в первую очередь, из-за наступления дешевого сжиженного газа – является переломным.
А вторая хорошая для Украины новость заключается в том, что цена на газ на европейском рынке вследствие прихода новых игроков неизбежно будет снижаться. Не важно, какой это будет газ – сжиженный американский или арабский, российский или норвежский – любой продавец при условии, когда предложение будет превышать спрос, будет вынужден демпинговать.
И принимая во внимание подобную ситуацию, остается надеяться, что несмотря на давление промышленных лоббистов и желание сделать дешевую коммуналку для зе-избирателей, действующий президент в Париже не разменяет судьбу Донбасса на иллюзорные «перспективы» дальнейшего существования обреченной по определению газотранспортной системы.
Тарас Паньо / Depo.ua