Решение ГБР инициировать снятие неприкосновенности с экс-президента Петра Порошенко по делу об обвинении последнего в «свержении конституционного строя» и «злоупотреблении властью» может быть связано с попыткой «подготовить» Зеленского к встрече с Путиным.
Первым об инициативе Государственного бюро расследований начать процедуру снятия неприкосновенности с экс-президента сообщили отнюдь не в ГБР. Уведомить общественность раньше других поспешил бывший соратник Виктора Януковича Андрей Портнов, что для ГБР стало уже доброй традицией. После чего бюро не оставалось ничего другого, кроме как официально подтвердить произошедшее.
Как отметили в пресс-службе ГБР, речь идет об уголовном производстве «в отношении возможного неправомерного влияния на проведение конкурса по отбору кандидатов для назначения членов Высшего совета правосудия в марте-мае 2019 года». В рамках этого дела Порошенко подозревается в совершении преступлений сразу по двум статьям: «злоупотребление властью и служебным положением», что достаточно банально, и «действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти», что звучит куда солиднее.
Теперь Генпрокуратура должна направить представление в Верховную Раду, а та, в свою очередь, простым большинством голосов определиться – дать или не дать разрешение на привлечение Порошенко к уголовной ответственности.
Почему именно сейчас
Решение ГБР направить в ГПУ представление о снятии с Порошенко депутатской неприкосновенности оказалось для многих в Украине достаточно неожиданным, несмотря на то что в бюро уже расследуется более десятка дел в отношении экс-президента. Обычно дела по обвинению в «превышении власти» и «посягании на конституционный строй» процессуально непросты и требуют долгого сбора доказательств, особенно если они касаются первых лиц государства. Так что спешка в подобных случаях оправдывается исключительно политической необходимостью, и такая необходимость перевести Порошенко в статус официального подозреваемого просматривается достаточно легко.
Во-первых, представление ГБР появилось аккурат между первым и вторым чтением законопроекта об «усовершенствовании работы ГБР», куда, помимо прочего, внесен пункт, позволяющий президенту Владимиру Зеленскому отправить Романа Трубу и его заместителей в отставку. И есть большая вероятность, что именно так президент и поступит после вступления нового закона в силу. То есть у Трубы были все основания спешить выдвинуть подозрение Порошенко, пока он еще остается в должности.
Во-вторых, на 9 декабря запланирована долгожданная для Зеленского встреча с президентом России Владимиром Путиным в нормандском формате, и уголовное преследование Порошенко не может не отразиться на этой встрече.
Как Порошенко «свергал конституционный строй»
По Конституции и закону о Высшем совете правосудия президент Украины назначает двух членов ВСП из 21. Кандидатов в члены ВСП по президентской квоте главе государства рекомендует конкурсная комиссия по результатам проведенного ею конкурса. Процедура проведения такого конкурса была прописана в указе президента Порошенко от 11 марта 2019 г. №65.
10 апреля 2019 г. Порошенко получил список из рекомендованных к назначению лиц в члены ВСП, не хватало двух людей именно по президентской квоте. Стартовал конкурс, но 22 апреля Окружной административный суд (тот самый суд, который достаточно часто принимает решения в интересах Портнова и Коломойского) заблокировал проведение конкурса и возможность для Порошенко назначить членов ВСП по своей квоте.
Такое решение Окружной админсуд принял по иску Олега Омельчука, который ранее безуспешно подавался на конкурс в члены ВСП, но по квоте юридических вузов, а не президента.
Вместо повторного конкурса Порошенко издал указ, которым изменил процедуру назначения членов ВСП: если комиссия не избирает членов, то их единолично назначает президент.
Так Порошенко назначил членами ВСП Андрея Василенко и Михаила Исакова, произошло это 13 мая — за шесть дней до инаугурации Зеленского. После вступления Зеленского в должность ГБР по заявлению Портнова открыло производство по факту якобы неправомочного назначения Василенко и Исакова в ВСП.
Как видим, у этого дела есть все шансы утонуть в юридической казуистике. Да, Порошенко обошел судебный запрет, изменив условия конкурса по отбору кандидатов в члены ВСП. Но при этом он оставался в своем конституционном праве назначать двух членов ВСП и определять процедуру этого назначения. Можно рискнуть и предположить, что у этого дела против Порошенко крайне мало перспектив получить обвинительное заключение в суде, в то же время медийный эффект от его расследования, учитывая тяжесть статей, будет достаточно серьезным.
Последствия для Зеленского
Нетрудно догадаться, что, если Верховная Рада даст добро на привлечение Порошенко к уголовной ответственности, последствия этого решения отразятся как на внутриполитической ситуации в стране, так и на международных отношениях Украины.
То, что ГБР первым дало ход делу против Порошенко не по экономическим статьям и обвинению в коррупции, а по статьям «злоупотребление властью» и «свержение конституционного строя», уже сегодня дает все основания экс-президенту и его союзникам обвинять действующего президента в политическом преследовании оппонентов.
При этом если в Верховной Раде найдутся голоса за снятие неприкосновенности с Порошенко, то Зеленскому будет крайне сложно отбиваться от обвинений в политических репрессиях. С одной стороны, большая часть украинского общества с радостью встретит попытку посадить Порошенко, но для меньшей части патриотической общественности гонимый пятый президент может стать «мучеником за веру» и символом сопротивления реваншу пророссийских сил, как это уже случилось с Юлией Тимошенко, когда ее посадил Янукович. При этом Зеленский по факту будет не просто повторять сделанное Януковичем, но в чем-то превзойдет своего предшественника. Если Янукович в деле против Тимошенко ограничился статьей «злоупотребление властью», то Зеленский еще и «свержение конституционного строя» Порошенко хочет пришить.
При этом, помимо достаточно значительной патриотической части избирателей, попытка посадить Порошенко вкупе с поиском компромисса с Путиным по Донбассу может привести к тому, что от Зеленского отвернется и часть его парламентской фракции. Ведь там, помимо разного рода дубинских и шевченко, есть и более-менее патриотичные депутаты.
Что же касается реакции Запада на попытку посадить Порошенко, то здесь Зе-команда может рассчитывать на то, что Европе на фоне предстоящей нормандской встречи будет выгоднее закрыть на ситуацию с бывшим президентом Украины глаза. И во Франции, и в Германии все чаще звучит мнение, что пора бы уже закончить противостояние с Россией и вернуться к взаимовыгодному сотрудничеству и торговле. Правда, одними лишь Францией и Германией ЕС не ограничивается, и много кому на Западе явно не понравится попытка Зеленского посадить экс-президента Украины, да еще и по делу с явным политическим привкусом. Так что дело против Порошенко в любом случае осложнит Зеленскому общение с Европой и, что важно, особенно сильно с США и МВФ.
Что же касается выгоды от обвинений Порошенко, то помимо Портнова, который может руководствоваться мотивами личной мести за Майдан и свое бегство из страны, раскрутка истории со «свержением конституционного строя» бывшим президентом в первую очередь будет выгодна для Москвы. Ведь глобально попытка посадить Порошенко может привести Зеленского к ситуации, когда его единственными возможными партнерами окажутся Москва и откровенно пророссийские силы в Украине. И Зеленский, как и Янукович в 2013 г., вынужден будет искать поддержки у Кремля.
Для Москвы крайне важно, чтобы к 9 декабря, если дату нормандской встречи не перенесут, Зеленский подошел в максимально «договороспособном» для Путина состоянии. Если к этому времени своими мирными инициативами, рынком земли, а еще и уголовным преследованием против Порошенко Зеленский однозначно настроит против себя украинское патриотическое движение, с одной стороны, а также США и МВФ — с другой, то сопротивляться давлению Путина будет очень непросто. В итоге это может привести к сценарию, описанному не так давно старшим «партнером» Зеленского Игорем Коломойским. Дескать, украинцы простят россиянам и войну, и кровь за какие-то $100 млрд. Разве что сумма за капитуляцию будет куда меньше.
В сложившийся ситуации Портнов и Труба в очередной раз посадили Зеленского на шпагат. Ведь у ГПУ, возглавляемой Русланом Рябошапкой, есть возможность вернуть в ГБР представление против Порошенко, сославшись на неубедительность и недостаточность доказательств, и тем избежать обострения ситуации внутри страны накануне нормандского саммита. Однако дело уже получило публичную огласку и, если представление Трубы завернут, у связанных с Портновым нардепов и медиа, которые и так каждый день склоняют Рябошапку как хотят, появится железный аргумент утверждать, что генпрокурор выгораживает «барыгу» Порошенко, а значит с ним заодно, и делает это с благословения Зеленского. Все это не лучшим образом отразится на рейтинге президента, которым Зеленский, как известно, очень дорожит.
То есть президента в очередной раз подталкивают к Рубикону. Ему либо нужно решительно начинать войну против Коломойского, Портнова и их людей, чего он делать явно боится, либо полностью согласовывать политику Украины с олигархом, что, по сути, будет означать потерю политической субъектности. В том числе и в глазах многих избирателей. И пока Зеленский будет находиться в нерешительности, его шаг за шагом будут подталкивать к превращению в Януковича.
Виталий Дяченко / Деловая столица