6 ноября Верховный Суд Украины вынес постановление о законности снятия для Государственной исполнительной службы Украины запрета совершать какие-либо действия по продаже 99,77% акций Проминвестбанка, который принадлежит Российской Федерации. Этому решению предшествовало несколько других, расположив которые в хронологическом порядке, можно проследить историю и понять суть дела.
Еще 2 мая 2018 г. Арбитражный суд в Гааге вынес решение в пользу 17 украинских компаний-истцов из орбиты Игоря Коломойского, которые требовали компенсации за недвижимость, которую они потеряли в Крыму после его аннексии Россией. Суд в Гааге присудил этим компаниям и одному физлицу компенсации в размере свыше $100 млн.
В июле 2018 г. эти компании обратились в Апелляционный суд Киева, чтобы исполнить решение международного арбитража, и 5 сентября он наложил арест на акции Проминвестбанка, которые принадлежат российской Госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Кстати, ее собственник — Российская Федерация, в набсовет банка входит чуть ли ни все правительство, а председателя утверждает президент России Владимир Путин. Суд также арестовал акции Сбербанка («дочки» Сбербанка России), акции ВТБ Банк (принадлежат российскому Банк ВТБ). А уже 25 сентября этот же суд признал решение арбитража в Гааге и выдал исполнительный лист о взыскании с России компенсации. А в сентябре прошлого года Апелляционный суд Киева арестовал «до кучи» еще и акции Акционерного коммерческого промышленно-инвестиционного банка, также принадлежащего России.
В ноябре 2018 г. Внешэкономбанк был переименован в Государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ», которая попросила Печерский суд Киева остановить продажу акций Проминвестбанка, и 24 июля он это сделал. Но Киевский апелляционный суд 27 августа текущего года решение Печерского райсуда отметил. И вот теперь Верховный Суд Украины с этим согласился.
Таким образом, для компаний из орбиты Коломойского открыта дорога для дальнейших попыток продать Проминвестбанк и компенсировать свои убытки по Крыму.
Однако есть нюанс. Дело в том, что биржа ПФТС уже дважды пыталась продать акции Проминвестбанка. Первый раз они были выставлены еще 28 августа по начальной цене 532 млн грн (что составляет $21 млн по официальному курсу НБУ на тот день), но заявок от потенциальных покупателей не поступило. Второй раз ПФТС планировала продать акции «Проминвестбанка» уже 20 сентября, стартовая цена была уже 399,1 млн грн ($16,3 млн по курсу НБУ на тот день). Но этой продаже помешал Верховный Суд, который на время рассмотрения кассации решил заморозить акции.
Если продажа акций не состоится и второй раз, и третий, Коломойский вполне может захотеть оставить банк себе. Тем более что после национализации Приватбанка в группе его активов нет такого финансового учреждения. А это очень неудобно для такой крупной финансово-промышленной группы (ФПГ). Любая уважающая себя ФПГ в Украине имеет собственный банк — так легче контролировать финансовые потоки и перенаправлять их в нужном направлении.
Известно, что активы, принадлежащие Коломойскому, генерируют значительный финансовый поток. Только одной нефти и газового конденсата «Укрнефть» продала в минувшем году более чем на 25 млрд грн. А есть еще Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы. Например, Никопольский завод (которым Коломойский владеет на пару с Виктором Пинчуком) в 2017 г. дал 2,7 млрд грн прибыли, Запорожский ферросплавный завод — 1,7 млрд грн прибыли по итогам того же 2017 г. К тому же Коломойский имеет интересы, связанные с госкомпаний «Центрэнерго», которая обеспечивает его ферросплавные заводы электроэнергией. Там также немалые деньги крутятся.
Желающих приобрести выставленный на продажу Проминвестбанк может и не найтись: слишком токсичный актив, немногие позволят себе стать на пути такого акционера, как Россия. А Коломойский уже почти взял этот банк. Дело только за малым — дождаться окончания всех судебных баталий (если таковые еще будут) и переоформить его на себя.
Сергей Танин / Деловая столица