Накануне практически все центральные СМИ распространили информацию, что правоохранители провели обыск в помещении Pizza Veterano, а также дома у помощника основателя кафе Леонида Остальцева Дмитрия Терещенко. После произошедшего Остальцев записал видеообращение, прояснив некоторые детали, связанные с обыском. Как оказалось, он был санкционирован постановлением Печерского райсуда из-за подозрения в причастности Терещенко к покушению на убийство.
https://www.facebook.com/diliriya/videos/2629841943775380/Репрессии – реальные или нет
Ветеран считает действия cиловиков законными, но смысла в них не видит никакого. Обыски прошли не только в знаменитой пиццерии, где полиция изъяла тесак Остальцева и три ружейных патрона, которые он легально купил, но и в квартире Терещенко. Причем по ходу следственных действий силовики зачем-то выломали входную дверь. Что же стало причиной обысков?
Как оказалось, Терещенко подозревают в причастности к покушению на убийство бизнесмена, произошедшее в 2018 г. в городе Косов Ивано-Франковской области, в котором обвиняют другого добровольца, Владислава Грищенко, и его жену Инну. Обстоятельства этого дела весьма туманны – в прессе пока нет ни имени и фамилии пострадавшего, ни обстоятельств и мотивов самого покушения, ни каких-либо подробностей дела вообще.
Обвиненная в преступлении чета добровольцев довольно известна в патриотических кругах, Владислав Грищенко – командир отделения саперов, сержант 95 ОМБр, в прошлом солдат Добровольческого Украинского Корпуса, один из «киборгов», защищавших ДАП. Его жена Инна – тоже из ДУК, служила в контрразведке подразделения, а после демобилизации работала в Veterano у Остальцева. Сегодня в столице избирают меру пресечения Инне Грищенко, а ее мужа, задержанного во Франковске, привезут в столицу позднее.
Новости о задержании супругов Грищенко, а теперь и об обыске у Остальцева мгновенно разлетелись по информпространству, вызвав возмущения репрессиями против добровольцев-патриотов. Собственник Veterano попробовал пресечь начавшиеся было манипуляции, несколько раз акцентированно заявив, что никаких притеснений нет и патриотов никто не «сливает», а с незаконным, по его мнению, постановлением «самого честного» Печерского суда, нужно бороться только юридическими методами, в легальном правовом поле, но должного эффекта его призывы не возымели.
Бег по граблям продолжается
Как результат, сообщения о преследованиях и запугивании патриотов силовиками продолжают распространяться со скоростью пожара. Власть же, вместо того чтобы объяснить обществу, а что, собственно, происходит и почему проходят массовые обыски у ветеранов, наоборот, подлила масла в огонь.
Дело в том, что накануне стало известно, что президент Владимир Зеленский посмертно наградил «киборга» Андрея Горбаня, который вместе с двумя побратимами вывесил украинский флаг на терминале Донецкого аэропорта в 2014 г. Подписав такой указ и распространив информацию об этом по официальных каналах, Зеленский, видимо, совсем не рассчитал эффект – теперь его оппоненты получили прекрасный повод говорить о том, что власть, дескать, заботится о мертвых ветеранах, а вот живых не просто недолюбливает, но и «прессует». Ведь прошедший в Veterano обыск на самом деле выглядит очень странно со стороны – никто не объяснил собственнику заведения его цели, как и того, в чем заключается причастность самого Остальцева к делу Грищенко, которая работала у него три года назад. Кроме того, на фоне молчания власти у интересующихся происходящим и не очень лояльных к Зе-команде людей вполне ожидаемо складывается впечатление, что на ветеранов действительно давят по политическим мотивам. Ведь не для кого не секрет, что ветераны АТО в большинстве своем «народного президента» не слишком жалуют.
Разумеется, можно найти и другое объяснение происходящему. Для тех, кто в курсе особенностей взаимодействия украинских силовиков с бизнесом, совсем не кажется фантастической версия, согласно которой силовики пришли к Остальцеву, чтобы усложнить ему жизнь и обысками добиться от бизнесмена какой-то выгоды: денег, нужных показаний на других ветеранов, других неочевидных выгод. Что из всего это может оказаться правдой, не возьмется утверждать никто.
В целом же история с обысками у ветеранов лишь углубляет непонимание в обществе, власть же, похоже, не спешит делать никаких выводов из реакции украинцев на аресты добровольцев, обыски у них и лишение статуса УБД волонтеров, медиков и капелланов. Продолжая в том же духе, нынешняя власть серьезно рискует расширить прослойку недовольных ими украинцев. При этом власть даже не предпринимает попыток объяснить обществу, что происходит.
Пацифистичное в своей массе, украинское общество, конечно, хочет завершения войны, предпочитает не вспоминать слишком часто о ее последствиях, а местами – и об агрессоре. Тем не менее, все вышеперечисленное не отменяет установившегося среди большинства украинцев уважения к ветеранам и их вкладу в защиту страны, а притеснения добровольцев (а именно многие воспринимают то, что происходит сейчас), никак объясняемые властью, точно дадут ее оппонентам широчайшее поле для разнообразных манипуляций и обвинений в строну Зеленского. Разбираться же, правдивы они, или нет, в Украине никто не любит…
Денис Сарбей / Деловая столица