Нардеп Александр Дубинский, которого связывают с олигархом Игорем Коломойским, сообщил, что в Офисе президента настаивают на прохождении депутатов «СН» из финкомитета через детектор лжи. Он уточнил: инициатором этого выступила Роксолана Пидласа. При этом добавил: «Если уж кто-то берет на себя смелость выдвигать такие обвинения, считаю, что детектор лжи должны пройти и сотрудники Офиса президента (!) и депутаты – которые находятся среди авторов самых скандальных и сомнительных законопроектов этого созыва (вызвали в зале подозрения в возможной коррупции)». После чего выложил целый перечень подозрительных, с его точки зрения, законопроектов.
В свою очередь экс-министр Павел Розенко сообщил интересную версию: идея детектора появилась после того, когда в ОП заподозрили 11 «слуг» в получении по $30 тысяч за голосование против антикоррупционного законопроекта. Для понимания ситуации, напомним, о чем идет речь.
Итак, в Раде зарегистрированы два законопроекта – №2047 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ликвидации коррупционной схемы в сфере регистрации информации из отчетов об оценке объектов недвижимости» и альтернативный ему №2047-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ликвидации коррупционных схем в сфере оценки объектов недвижимости путем диджитализации расчета налоговой стоимости недвижимости». Первый для удобства назовем законопроектом Павла Фролова, второй – Александра Качуры.
Фролов и компания предлагают изъять электронные площадки из процедуры регистрации и проверки регистрации информации отчетов об оценке объектов недвижимости и отключения их от Единой базы данных отчетов об оценке. Речь идет об интересной схеме, за которой якобы стоит нардеп Антон Яценко (он сам опровергает свою причастность). С 18 июля прошлого года действует единая электронная база отчетов об оценке недвижимости с платными электронными площадками для размещения информации, в которую оценщики обязаны вносить данные о сделанных оценках. Цель этой базы правильная – сформировать реальные цены на рынке оценки движимого и недвижимого имущества и исключить факты занижения стоимости, которые приобрели масштабный характер. Однако есть одно «но» – Фонд госимущества для внесения информации в базу авторизирует специальные электронные площадки, то есть частных посредников. Которые берут за свои услуги недешево. Фролов и согласная с ним группа депутатов, в состав которой вошли и соратники Вакарчука из «Голоса», предлагают убрать эти кормушки для посредников. Но не все так просто, потому что есть другая группа, которая оказалась более убедительной.
Господин Качура и Ко предлагают диджитализировать процесс оценки: создать двухуровневую систему оценки, где налоговая стоимость объекта недвижимости будет автоматически определяться авторизированной электронной площадкой и проверяется в Единой базе данных налоговой стоимости. То есть, убрать из процесса человека, а, следовательно, и коррупцию. Вот как в интервью «Цензору» объяснял свое мнение нардеп Качура: «Я предлагаю убрать монополию на площадки и внедрить электронный сервис оценки, чтобы люди не ходили ногами к оценщику. Они не соглашаются и говорят: нет, пусть оценщик оценивает вместо площадок. И снова по кругу – они будут квартиру на Грушевского 9А оценивать и писать, что это квартира на окраине города в плохом состоянии. А мы не сможем поднять прожиточный минимум и пенсии из-за этого». Вроде тоже логично. К тому же, автор законопроекта прямо намекает, что за законопроектом оппонентов стоят сами оценщики, которых он называет «мафией» и предлагает убрать вообще. Вот вокруг этого и разгорелся конфликт.
При этом как на стороне группы Качуры, так и на стороне группы Фролова выступает своя группа поддержки, которая выносит скандал на общее обозрение. Несколько утихомирить страсти решил председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев. «Наша фракция проходит испытания, которые не каждому депутату пройти под силу… Не думаю, что есть хоть какой-то повод для разочарований во всей политической силе. Так закаляется сталь. А схемы мы все равно ликвидируем. Не дождутся!», написал он в «Фейсбук».
На его сообщение отреагировала экс-депутат Виктория Пташник, призвав вынести законопроект в сессионный зал, чтобы народ видел, кто и как будет голосовать. Предложение дельное, однако можно предположить, что этого никто делать не будет, несмотря на риск повторения голосования за «судебную реформу» Зеленского. Тогда законопроект прошел благодаря голосам внефракционных, «слуги» же отдали за него лишь 219 голосов.
Также можно ожидать, что проверка «слуг» на детекторе останется на уровне разговоров. Так, если версия, выложенная Розенко, правдивая, тогда речь идет о коррупции в стенах парламента. И здесь нужна не проверка на детекторе лжи, а заинтересованность Антикоррупционного бюро. А ее не будет. Потому что, во-первых, неизвестно, кто туда обратится. Розенко? Или, может, сами «слуги»? Вряд ли. А, во-вторых, может избиратели Зе-команды и не против посмотреть на цирк «поймай «слугу народа» на взятке», но это совсем ни к чему Банковой. Фракция и без того трещит по швам, да еще и рейтинг начал проседать. Поэтому, скорее всего, тему тихонько замнут. Как замяли скандал с «кнопкодавами».
Юрий Васильченко / Depo.ua