Слухи про «почти завершенный процесс подготовки к интеграции российской и белорусской экономик», которые циркулировали в течение последних нескольких дней, получили весомое подтверждение. По данным российских СМИ, 6 сентября премьер-министром России Медведевым и его белорусским коллегой Сергеем Румасом был парафирован – но сохранен в тайне – документ, который описывает процесс глубокой экономической интеграции между Москвой и Минском.
В этом документе с глубоко поэтическим названием «Программа действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства» речь идет о создании единого для двух стран Налогового кодекса, единого Гражданского процессуального кодекса и создание единой системы банковского надзора – правда, почему-то с сохранением двух центробанков. Также предусмотрено создание единого регулятора рынков нефти, газа и электроэнергии, а также – гармонизация госрегулирования отраслей. При том все это разнообразное единение запланировано завершить в течение шестнадцати месяцев – российская и белорусская экономики должны работать в едином режиме уже в январе 2021 года.
Подобный степень интеграции является заметно более глубоким, чем сейчас существует в ЕС, и предусматривает, фактически, создание единого конфедеративного государства. Даже наличие двух центробанков, как бы фантастично с точки зрения здравого смысла оно не выглядело, является определенной уступкой Кремля, поскольку белорусский президент неоднократно иронически заявлял, что в случае создания союзного государства центробанк стоит создать в Минске. Хотя даже этот новый план явно не дотягивает до «прожектов» времен создания Союзного государства, когда было запланировано создать общий парламент двух государств и избрать единого президента (на должность которого слишком уж откровенно претендовал Лукашенко).
Детализированный характер программы, а также факт его парафирования (то есть подтверждения с возможностью внесения непринципиальных изменений) главами правительств, явно наталкивает на мысль о том, что в этот раз «все будет по-настоящему», и двадцатилетняя эпопея с созданием Союзного государства России и Беларуси таки подойдет к своему логическому и печальному финалу. Тем более, что про план Путина оставить пост президента России для выполнения норм действующей российской конституции, исключительно для того, чтобы стать президентом Союзного государства где-то в 2024 году, на России, по слухам, уже довольно откровенно говорят даже чиновники достаточно высокого ранга.
Впрочем, готовность России к интеграции не отменяет того факта, что белорусский президент за долгие годы правления научился тонко балансировать на грани между объединением и геополитическим разводом.
Вот и в этот раз Александр Лукашенко заявил, что странам нужно вернуться к переговорам с Россией о компенсации за налоговый маневр в нефтяной сфере, который привел к финансовым потерям Минска. О подробностях истории с налогообложением российской нефти и нефтепродуктов уже писал сообщалось – суть конфликта между Минском и Москвой заключается в том, что в Кремле приняли решение, что с 2019 года будут отменять экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты с нынешних 30% на пять процентов ежегодно в течение шести лет. Этой пошлины Беларусь и так не платит. Зато в аналогичном размере будет расти налог на добычу полезных ископаемых, который белорусам придется уплачивать. Согласно оценкам Минфина Беларуси, страна за шесть лет может потерять около $10 млрд из-за этого «маневра» России. С помощью которого Кремль, собственно говоря, и пытался загнать Минск в «союзное государство» на выгодных для себя условиях.
И вот, теперь белорусский президент снова взялся за эту любимую тему спора между «интегрантами», при том озвучив ее в максимально резком тоне. «Не будем же мы постоянно на коленях ползать перед своим старшим братом и вымаливать какие-то крошки. Мы должны сами строить здесь политику со всеми вытекающими последствиями. Это мы с президентом России неоднократно обсуждали. Думаю, в ближайшее время нам, утверждая программу совместных действий, придется вернуться и к этому вопросу (налогообложению российской нефти – ред.)».
Поэтому сейчас складывается впечатление, что стороны вновь начали свой вечный спор на тему того, что должно быть в начале – «союзное государство» или экономические льготы для Беларуси. В ходе которого белорусский президент то ли действительно пытается выторговать оптимальные условия, на которых он потеряет заметную часть экономического суверенитета, то ли просто банально тянет время, выжидая, пока пройдет год-два и в процессе приближения очередной «пересменки Путина» в Кремле всем станет не до Беларуси.
Как показывает долгая история российско-белорусских отношений, гораздо более вероятным является именно второй вариант.
Тарас Паньо / Depo.ua