п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Газовая война с Россией: Какая надежда появилась у «Нафтогаза» Теперь все упирается в профессионализм украинских участников переговоров с «Газпромом». Все подарки судьбы, которые могли для них случиться, уже случились

До трехсторонних газовых переговоров, Украина, Россия и ЕС проведут 19 сентября в Брюсселе, остается еще целая неделя, но все задействованные стороны давно начали активную подготовку к событию. Некоторые, как вот Россия – уже много лет назад. Впрочем, обо всем по порядку.

По мере завершения 2019 года, вместе с которым закончится действующий контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» на транзит российского голубого топлива через территорию Украины, становится понятным, что «Северный поток-2», который, вместе с «Турецким потоком» должен был более-менее полностью перехватить транспортированные через Украину объемы газа, банально не будет построен вовремя.

Вступит ли новый российский газопровод в действие через 6-8 месяцев, как предполагают российские эксперты, или чуть позже – вопрос не принципиальный. А принципиальным является тот момент, что России сейчас выгоден максимально короткий, желательно – годичный контракт на транзит газа через Украину в объемах, примерно равных нынешним.

После чего, имея возможность перебросить большую часть газового транзита на другие газопроводы, Кремль сможет диктовать Киеву любые свои пожелания в отношении как условий транзита, так и по его стоимости. Причем даже «нулевой вариант», по которому украинская ГТС превращается в памятник самой себе, при таких условиях был бы вполне реалистичным.

Поэтому готовясь к трехсторонним переговорам, руководство украинского «Нафтогаза», очевидно, ставило себе за цель достичь максимально возможного – увеличить продолжительность контракта. Ради чего явно готовилось к долгой позиционной войне, закачав в хранилища рекордные 19 миллиардов кубометров газа. Также еще предыдущее правительство и руководство «Нафтогаза» подготовилось к анбандлингу – отделению газотранспортной системы Украины от НАК «Нафтогаза», ведь это было одной из предпосылок заключения нового контракта на транзит газа между Украиной и Россией по европейским правилам.

Впрочем, все эти меры могли дать лишь один результат – отсрочку неизбежного коллапса украинской ГТС. Конечно, даже лишний год или два ее работы – это немалая поддержка для госбюджета, но новый контракт с Россией не мог быть бесконечным.

И вот в этой весьма мрачной ситуации появился заметный лучик надежды. Суд Евросоюза с иском Польши во вторник отменил решение ЕС от 28 октября 2016 года, которое позволяло «Газпрому» полностью заполнять собственным газом газопровод OPAL, который связывает первый «Северный поток» с остальными Германии.

А еще через сутки немецкий регулятор Bundesnetzagentur издал распоряжение сократить прокачку газа через Opal, для дальнейшего объявления конкурса на доступ других участников рынка. По оценкам российских экспертов, все это может сократить прокачку по «Северному потоку» на 10-12 миллиардов кубометров голубого топлива в год.

Подавая иск, поляки, конечно, волновались за судьбу транзита газа через свою территорию. Но нанеся мощный удар по «Северному потоку», существенно увеличили и шансы на сохранение украинской ГТС. Более того, это решение вполне может стать прецедентом и для газопровода EUGAL, который является сухопутным продолжением «Северного потока-2».

Параллельно с этим на России возникли проблемы и со строительством «Турецкого потока» через территорию Болгарии. Во-первых, у Софии резко испортились политические отношения с Москвой из-за попытки пропаганды «русского мира» и шпионажа на болгарской территории. А компании-подрядчики, которые собирались строить отрезок газопровода между Турцией и Сербией, вдруг сообщили, что смогут выполнить свои обязательства в течение 250 дней, как обещали ранее, а только через 615. Что привело к объявлению нового конкурса на строительство.

Конечно, на России назвали решение суда ЕС «политически мотивированным». И пообещали продолжать попытки судебного обжалования этого решения. Но эти попытки, безусловно, затянутся на годы, что дает Украине немалые шансы заключить с «Газпромом» выгодное соглашение на несколько лет вперед, и выиграть достаточное количество времени для того, чтобы обезопасить объемы газового транзита через украинскую ГТС. Теперь все упирается в профессионализм украинских участников переговоров. Все подарки судьбы, которые могли для них случиться, уже случились.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим