В первый же день работы новоизбранная Верховная Рада назначила премьер-министром Алексея Гончарука. За кандидатуру от партии «Слуга народа», внесенную президентом Владимиром Зеленским, проголосовали 290 нардепов. В полном составе отказали в поддержке Гончаруку фракции ОПЗЖ, «Евросолидарности», «Батьківщини» и «Голоса», при этом члены «Евросолидарности» демонстративно нажали кнопку «против». Такая же картина получилась и по постановлению о назначении членов Кабмина, которое поддержал 281 нардеп.
Самый несамостоятельный
Алексею Гончаруку 35 лет. Он самый молодой премьер независимой Украины. При этом он еще и самый несамостоятельный премьер. У него за плечами нет абсолютно никакого опыта работы на руководящих должностях в органах государственной власти или местного самоуправления, где он мог бы обрести собственный политический вес. Он полностью зависит от президента и руководителя его офиса Андрея Богдана.
Самый крупный пост Гончарука до премьерства — замруководителя президентского офиса (то есть вспомогательного органа, созданного президентом для обеспечения осуществления им своих президентских полномочий). Гончарук работал на Банковой с 28 мая, привел его туда и познакомил с Зеленским Богдан. В свою очередь, Богдану рекомендовал Гончарука Макс Нефедов, который был тогда первым замминистра экономического развития и торговли (сейчас он возглавляет Государственную таможенную службу).
Сам Нефедов близко сошелся с Гончаруком еще четыре года назад, когда они оба работали под крылом тогдашнего министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса. Нефедов с февраля 2015 г. занимал должность замминистра. А Гончарук с сентября 2015-го возглавлял созданный при поддержке Абромавичуса независимый экспертно-аналитический центр BRDO (Better Regulation Delivery Office — Офис эффективного регулирования), финансируемый Евросоюзом. Декларируемые цели BRDO — улучшение условий ведения бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности Украины, стимулирование развития предпринимательства и налаживание публичного диалога между бизнесом и властью.
Сообщая о своем переходе в команду Зеленского, Гончарук рассказал о грандиозных планах: «В команде буду отвечать за блок экономического развития и продолжение реформ. Теперь вместе с Максом Нефедовым будем защищать все правильное и здоровое, что родилось в Украине за четыре года, и продолжать бороться со «схематозом» и «хабарменами» с двух фронтов. А идей и наработок у нас в BRDO, поверьте, много».
Деятельность Гончарука на Банковой принесла плоды 20 июня, когда Зеленский по его совету двумя указами отменил более 150 указов своих предшественников. Как объявила пресс-секретарь президента Юлия Мендель, отмененные указы «мешали бизнесу работать». В тот же день президент провел встречу с бизнесом, которую организовал Гончарук, и там, конечно же, похвастался предпринимателям своей заботой о них. Зеленский как раз нуждался в подобных эффектных шагах, о которых можно было бы раструбить в телеэфире, и потому уверовал в исключительную полезность Гончарука.
Президентское доверие проявилось в том, что Зеленский многократно брал с собой Гончарука в рабочие поездки по стране (в Днепропетровскую, Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Харьковскую, Запорожскую, Черкасскую, Ивано-Франковскую, Львовскую, Житомирскую области). Кроме того, Гончарук в составе официальной делегации ездил с президентом в Турцию, а 23 августа присутствовал на встрече президента с представителями Всемирного банка.
Также Гончарук получил собственную квоту в списке партии «Слуга народа» на парламентских выборах. Благодаря этому стали нардепами пять бывших сотрудников BRDO: Елена Шуляк (13-й номер), Алексей Оржель (16-й), Денис Малюська (21-й), Александр Кубраков (30-й) и Виталий Безгин (77-й).
Поэтому то, что Зеленский, выбирая премьера, остановился на кандидатуре Гончарука, выглядит довольно логичным. За Гончаруком никто не стоит, сам он не проявляет намерения играть в свою игру, а выказывает готовность исполнять все, даже самые прожектерские пожелания Банковой. Впрочем, помимо готовности нужно еще и умение. Например, сейчас Зеленский ждет от Кабмина быстрых успехов, которые можно будет предъявить народу. Если же результаты первых нескольких месяцев нового правительства окажутся, наоборот, провальными, то Зеленский возложит вину, конечно же, не на собственное прожектерство, а на неопытность Гончарука.
Министры при своих интересах
Еще одна потенциальная причина неудач нового премьера — политическая разнородность правительства. Его члены никогда не состояли в одной политической команде. Почти все они едва знакомы не только друг с другом, но и с президентом и премьером. А приглашение их на посты в Кабмине зачастую обусловливалось цейтнотом и тем характерным обстоятельством, что более адекватные кандидаты от чести участвовать в таком правительстве отказались.
При этом у многих членов Кабмина есть собственные интересы, которые могут (и наверняка будут) не совпадать с интересами Зеленского и Гончарука. Самый очевидный пример — Арсен Аваков, сохранивший пост министра внутренних дел, который он занимает с 27 февраля 2014 г. За эти пять с половиной лет Аваков стал не просто супервлиятельным, а супермогущественным политиком. И сейчас его могущество укрепилось еще больше — когда все увидели, что Зеленский опасается его трогать.
Близок к Авакову новый министр инфраструктуры Владислав Криклий. В 2014-м он стал советником Авакова, с марта 2015 г. был заместителем начальника ГАИ (занимался ликвидацией этой структуры), затем с ноября 2015-го работал начальником Главного сервисного центра МВД. По протекции Авакова получил 12-е место в списке партии «Слуга народа» и вот теперь будет заведовать в правительстве отраслями транспорта и связи. Можно только догадываться, как и в каких форс-мажорных ситуациях это может пригодиться Авакову.
Проблемами для Гончарука чревато и назначение на пост министра Кабинета министров, то есть руководителя секретариата правительства, Дмитрия Дубилета. Обычно любой премьер старается продвинуть на этот пост кого-то из своих давних и преданных соратников. Но у Гончарука этого не получилось. Дмитрий Дубилет наиболее известен тем, что в 2010-2016 гг. работал IT-директором Приватбанка (который в то время принадлежал Игорю Коломойскому и его партнерам), а его отец Александр Дубилет возглавлял правление Приватбанка. И теперь вряд ли можно будет избежать подозрений в том, что секретариат правительства втихаря обслуживает интересы одного олигарха.
Стоит отметить также, что новый министр обороны Андрей Загороднюк владеет компанией Discovery Drilling Equipment, которая поставляет буровые установки газодобывающим компаниям. Его отец Павел Загороднюк владеет нефтегазодобывающей группой «Надра» и входит в набсовет компании «Укрнафта», совладельцем которой является Коломойский.
На первом месте — пиар
Источником политических скандалов может стать деятельность Михаила Федорова, получившего должность вице-премьера — министра цифровой трансформации. Министерство это еще не создано, но Федоров прямо говорит о намерении обеспечить голосование онлайн на следующих выборах президента и парламента, а желательно уже на ближайших местных выборах. Можно предположить, что будет организована промывка мозгов избирателей через таргетированную политическую онлайн-рекламу.
Министром культуры, молодежи и спорта назначен Владимир Бородянский, который 15 лет руководил телеканалом СТБ. В его министерство слиты три старых: Минкультуры, Мининформполитики, а также Министерство молодежи и спорта. Под руководством Бородянского может получиться министерство пиара Зеленского и его партии.
Пост министра здравоохранения получила Зоряна Скалецкая — протеже нардепа от «Слуги народа», основателя клиники «Борис» Михаила Радуцкого. Похоже, реформам в Минздраве, начатым Ульяной Супрун, предстоит серьезная коррекция.
Профессиональной работы можно ожидать от нового министра образования и науки Анны Новосад, которая ранее возглавляла в МОН директорат стратегического планирования и европейской интеграции. Должность министра по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц по рекомендации Союза ветеранов Украины отдана Оксане Коляде, которая до того работала замминистра по делам ветеранов. А Юлия Соколовская, назначенная министром соцполитики, какое-то время возглавляла в Минфине департамент расходов бюджета социальной сферы. Впрочем, во всех этих случаях более, чем профессионализм, будет важен грамотный пиар.
Опоры премьера
Первейшими опорами Гончарука в правительстве будут министр юстиции Денис Малюська и министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель. Малюська работал заместителем Гончарука на посту председателя BRDO, а Оржель руководил в BRDO направлением «Энергетика».
Вместе с Гончаруком Малюська и Оржель будут ориентироваться на западных партнеров. Нетрудно догадаться, что премьер будет стараться осуществить шаги, способные в короткой перспективе заметно повлиять на рост ВВП. В одном из интервью он анонсировал, что «реформы — это очень конкретные изменения: открытие рынка земли и свободный оборот капиталов, нормальный доступ к электросетям и равный доступ к природным ресурсам».
Западные партнеры постоянно и справедливо жалуются на законодательные и юридические проблемы в Украине. Малюське как раз и предстоит разбираться с этими жалобами. Если он действительно займется сломом схем в Минюсте, то наживет немало врагов, в частности и в президентском офисе. Впрочем, возможен и другой сценарий: Минюст будет имитировать бурною реформаторскую деятельность, а на самом деле выполнять указания с Банковой. Реальность одного или другого сценариев напрямую зависит от того, захочет ли и сможет ли Гончарук стать независимым от Богдана.
Что же касается Оржеля, то его министерство объединит прежние Минэнергоугля и Минприроды. Таким образом, Оржель получает рычаги влияния на рынки газа и электроэнергии, каждый из которых оценивается в 200 млрд грн в год, и вдобавок на Госслужбу геологии и недр, которая выдает спецразрешения на пользование недрами. Во всех этих вопросах министр может войти в конфликт с интересами Коломойского, но может и обойтись без этого, а ограничиться, опять же, имитацией бурной реформаторской деятельности.
Протеже Гончарука считается также экс-нардеп от «Самопомочі» Елена Бабак, получившая должность министра развития громад и территорий. Премьер рассчитывает на нее как на специалиста по ЖКХ.
Союзники и конкуренты
Стараниям Гончарука наладить отношения с западными партнерами могут помочь министр иностранных дел Вадим Пристайко и вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба. Пристайко с июля 2017-го возглавлял миссию Украины при НАТО; в команду Зеленского вошел 22 мая, став заместителем Богдана. Кулеба с апреля 2016-го работал постоянным представителем Украины при Совете Европы. Назначен вице-премьером по предложению Гончарука — это как бы сигнал Западу о неизменности курса Украины на вступление в НАТО и ЕС.
Гипотетически Гончарук может заполучить в союзники министров с реформаторским имиджем. Например, министра финансов Татьяну Маркарову и министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова.
Маркарова была первым замом Александра Данилюка, когда тот возглавлял Минфин, а после его отставки заняла его должность, что не помешало им обоим поддерживать хорошие отношения. Она отвечает за контакты с МВФ и пользуется доверием Зеленского, поэтому сохранила свой пост в правительстве.
Милованов — почетный президент Киевской школы экономики, с июля 2016-го является членом совета НБУ по квоте Верховной Рады. Его министерство объединит прежние МЭРТ и Минагрополитики. А главными заботами Милованова станут приватизация госпредприятий и запуск рынка земли — эти вопросы приоритетны и для Гончарука.
Впрочем, если у Зеленского будет накапливаться недовольство результатами правительства, то те же Маркарова и Милованов могут оказаться кандидатами на пост премьера на замену Гончаруку. Если же случится чудо и правительство удивит успехами — что же, тогда Гончарук может задуматься и о собственной игре.
Юрий Вишневский / Деловая столица