Что-то перестало вытанцовываться у Зеленского с избранием кандидатуры премьера и формированием нового правительства – все больше сигналов поступает из президентского офиса, что видение будущего Кабмина чуть ли не каждый день переворачивается с ног на голову.
Верховная Рада уже почти готова принимать судьбоносные решения: формировать Кабмин, менять генпрокурора, перезагружать антикоррупционные органы и даже создавать личную спецслужбу Зеленского — Службу финансовых расследований. Но интриги вокруг ключевых кадровых вопросов новой власти не дают определенности.
На президента давит Коломойский, чьи околоэкономические и околополитические амбиции простираются и на управление парламентским большинством, и на распределение ключевых потоков, контролируемых через правительство.
Не остается в стороне и американское лобби, которое также претендует на то, чтобы влиять в своих интересах на ключевые кадровые назначения.
Игра Коломойского
Со стороны Коломойского мы видим тонкую игру, когда олигарх вытягивает из колоды тех или иных кандидатов, как будто играя с ними и Зеленским в «кошки-мышки». Долго Игорь Валерьевич жонглировал фамилиями Андрея Коболева и Юрия Витренко из «Нафтогаза», но, кажется, так и не смог убедить Зеленского. В последний раз он вспоминал одного из своих протеже — Витренко — пару недель назад в интервью российскому РБК, где назвал имя нафтогазовца рядом с президентской креатурой — Гончаруком, наиболее вероятным кандидатом на премьерский пост. И было понятно, что Коломойскому не столько нужен Витренко, как не нужен Гончарук.
Тем не менее, до ключевого момента голосования именно Алексей Гончарук остается той кандидатурой, которую Зеленский ставит на вершину списка претендентов. Рядом также фигурирует и фамилия Олега Устенко из Фонда Блейзера.
Обе эти фамилии, которые не являются приемлемыми для Коломойского, в то же время устраивают заокеанских партнеров, поскольку являются прогнозируемыми и направленными на реализацию нужной Штатам политики (отмена моратория, приватизация, сотрудничество с МВФ и т.д.). По большому счету, американцам безразлична конкретная фамилия премьера, лишь бы это не была фамилия Андрея Богдана или еще кого-то, кто будет придерживаться интересов непредсказуемого олигарха.
Аналогичной является позиция американцев и в отношении других ключевых должностей в украинском правительстве. Среди них минфин, минэкономики, минюст, минэнерго. Там американцы хотят видеть лояльных руководителей, которые будут согласовывать свою политику с политикой Госдепа. В списке прихотей администрации США также пожелания сохранить преемственность политики правоохранительных, в том числе и антикоррупционных органов. Лоббируют на пост главы Минэкономики Тимофея Милованова, который является доцентом в Питтсбургском университете. В Минфине американцы видят нынешнюю руководительницу Оксану Маркарову, которая понятна для МВФ и ЕБРР. Также важной как для американцев, так и для Зеленского является должность председателя Нацагентства Украины по вопросам госслужбы. Потому что именно этот человек является ответственным за конкурсы на государственные должности, а также без его подписи невозможны выговоры высокопоставленным чиновникам. Его возглавляет сейчас Константин Ващенко.
Между прочим, с Гончаруком есть интересный момент. В команду Зеленского его привел в мае Андрей Богдан. И именно Гончарук может стать компромиссной фигурой для всех — как западных партнеров с президентом, так и для олигархов, которые будут работать через Богдана. Таким образом, Богдан будет иметь прямое влияние на правительство.
«Кейс» для Трампа
Значительно более важным мотивом визита в Украину советника Трампа по вопросам национальной безопасности Джона Болтона, который прилетел в Киев буквально через несколько часов после анонса визита, является завершение переговоров по передаче в руки команды президента США так называемого украинского кейса — набора материалов, которые в той или иной степени компрометируют как вероятного противника Трампа на предстоящих выборах Джо Байдена, так и предыдущую американскую администрацию, которая через своего посла Мари Йованович дала много поводов для упреков в сторону демократов в контексте коррупции и соблюдения демократии.
Внезапный визит Болтона, скорее всего, связан с двумя вещами. Во-первых, продолжить давление на украинского президента, которое уже долгое время осуществляют эмиссары Трампа, чтобы получить компромат на Байдена. А вторая причина является производной от первой: убедиться, что новая украинская власть, а главное, ее экономический и правоохранительный блоки будут иметь проамериканскую ориентацию и все-таки обеспечат реализацию «украинского кейса». А этот кейс, вероятно, интересует команду Трампа все больше, чем ближе становятся выборы президента США, запланированные на 2020 год.
Кейс для Зеленского
Не исключено, что Болтон везет Зеленскому пакет предложений, от которых молодой украинский президент просто не сможет отказаться, даже если Коломойский лично набросится на кортеж американского посланника, чтобы не допустить сговора без учета его интересов. Речь идет, прежде всего, о конкретной договоренности относительно полноценной официальной встречи Зеленского и Трампа, которая, наконец, переведет нашего главу государства в статус участника диалога на высшем уровне без участия различного рода посредников. Плюс к тому, в обмен на поддержку стремлений DT сохранить свою должность, Трамп способен пообещать украинскому лидеру такой инвестиционный и геополитический кейс, которому позавидуют другие реципиенты американской демократии на многих континентах Земли.
О градусе этого предложения говорит хотя бы факт, что в стане американских демократов реверансы Трампа в сторону Украины воспринимают с большой опаской. А из месседжа директора Аналитического центра Байдена, экс-заместителя министра обороны США Майкла Карпентера с советами о приглашении Украины на следующий саммит «Большой семерки» можно понять, что ставки «на Украину» во внутриамериканской политической игре растут быстрее, чем рос доллар по отношению к гривне во времена руководства Нацбанком Валерии Гонтаревой.
Поэтому позиция, в которой Владимир Зеленский встречает сегодняшнего гостя, является как выгодной, так и опасной. Ведь неосторожное падение в сладкие объятия Дональда может принести значительные выгоды, но и поставит Зеленского перед рисками. Во-первых, это может поссорить его с частью сторонников, в том числе и с Коломойским. А во-вторых, сделает его уязвимым в случае победы в 2020-м году не Трампа, а его конкурента.
Поэтому от умения Зеленского пройти между капельками сегодня и уцелеть в этой большой игре зависит, по большому счету, не только состав будущего правительства, но и общий вектор развития или обратного движения страны.
Антон Коломойцев / Depo.ua