В ближайшие дни, еще до начала работы новой Верховной Рады, ожидается заявление Юрия Луценко об отставке с поста генпрокурора. Сам Луценко в интервью Цензор.нет подтвердил: «Я ж уже иду, мы ж это понимаем». По его информации, сейчас в президентском Офисе идет дискуссия насчет нового генпрокурора, в которую втянуты все составляющие команды Владимира Зеленского. Основных кандидатур две — «от двух лагерей в его политической силе», поделился сведениями Луценко.
Очевидно, что уходящему генпрокурору не все равно, кто станет его преемником. Луценко хотел бы, чтобы новый генпрокурор довел до ума начатые при нем дела. Например, расследуемое СБУ дело сбежавшего в Москву олигарха Сергея Курченко, который считался «кошельком семьи Януковича». «Дело Курченко — это такой огромный черный ящик, из которого еще лет пять в суд будут передавать разные эпизоды», — поясняет Луценко.
Одним из самых знаменитых эпизодов этого дела является эпизод с экс-главой Одесской ОГА Михеилом Саакашвили. Напомним, в декабре 2017 г. В ГПУ заявили, что Саакашвили за деньги Курченко проводил в Украине акции протеста с целью захвата государственной власти Украины, что должно было обеспечить восстановления контроля Курченко над отобранными у него активами. По словам генпрокурора, следствием зафиксирована передача с российской стороны окружению Саакашвили около полумиллиона долларов.
Также была обнародована запись личных телефонных переговоров Саакашвили с Курченко. С тех пор миновали уже год и восемь месяцев, и вот теперь в интервью «Цензор.нет» уходящий генпрокурор рассказал о том, с какими перспективами он оставляет расследование этого эпизода своему преемнику.
«Буквально на прошлой неделе ГПУ получила наконец экспертизу, которая подтверждает, что разговор Курченко и Саакашвили, носящий признаки государственной измены, не смонтирован, а голоса соответствуют голосам Курченко и Саакашвили», — сообщил Луценко. По его словам, экспертизу провел Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз Министерства юстиции.
Луценко уверяет, что тот факт, что Саакашвили вернулся в Украину после указа Зеленского, не повлияет на расследование дела. «Это не влияло на дело. Все упиралось именно в экспертизу. Она закончена. Значит, следователи СБУ и прокурор ГПУ будут идти дальше», — предположил он, хотя, конечно, уверенности у него нет. На вопрос о том, не закроют ли это дело, Луценко дал демонстративно уклончивый ответ: «Прогноз — самое бесполезное дело. Особенно в Украине. Стараюсь этим не заниматься».
Иного ответа вряд ли можно было ожидать, пока Зеленский не определился с кандидатурой нового генпрокурора и не выбрал, как с максимальной политической выгодой использовать различные эпизоды дела Курченко. Собственно, своим заявлением о завершенной экспертизе Луценко как раз и постарался повысить вероятность того, что расследование эпизода с Саакашвили не будет спущено на тормозах.
Максимальная политическая выгода для Зеленского заключается в том, чтобы Саакашвили был полностью ему послушен и притом за минимальную (желательно нулевую) цену. Саакашвили уже объявил о намерении бороться за пост мэра Одессы и провести свой «Рух новых сил» в Одесский горсовет. Теперь от Зеленского и его генпрокурора зависит, какую роль отвести Саакашвили и РНС на местных выборах в Одессе и в дальнейших в одесских раскладах. А если Саакашвили взбрыкнется — уздечкой для него станет продолжающееся расследование СБУ по делу о сговоре с Курченко.
Также теперь Зеленский получил еще одно основание игнорировать любые претензии соратников Саакашвили на должности в исполнительной власти и в органах прокуратуры. Имеются в виду и те, кого Саакашвили привез из Грузии – например, бывший замгенпрокурора Украины Давид Сакварелидзе, работающий сейчас координатором РНС, и все прочие, кто вместе с ним организовывал акции протеста – например, лидер движения «Хвиля» Виктор Чумак. Ведь следствие может подозревать любого из них в получении «денег от Курченко».
Юрий Вишневский / Деловая столица