п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Путину перекрывают «объезд»: Спасут ли поляки украинскую ГТС Сосредоточив все силы на борьбе с украинской ГТС, в Кремле, кажется, упустили тот момент, что доставка российского газа в ЕС зависит и от Польши

Система транспортировки российского газа в Европу, функционирование которой до сих пор руководствовалось логикой, скорее, политической, чем экономической, оказалась под новым фактором давления.

Уполномоченный польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил, что правительство его страны собирается существенно повысить тарифы на транзит газпромовского газа в Германию по трубопроводу «Ямал».

Конкретных цифр пока не прозвучало, но судя по тону комментариев польской стороны, речь идет не о косметической корректировке цены. «Мы постараемся обеспечить, чтобы российский газ не проходил «бесплатно», как на данный момент. 21 миллион (долларов США – ред.) дохода в год по сравнению с этими миллиардами, транспортируемыми 660 км, это ноль», – сказал Наимский.

Время для повышения тарифов на транзит российского газа в Варшаве выбрали довольно удачно.

Во-первых, контракт на транспортировку газа по ямальскому газопроводу в Западную Европу закончится 16 мая 2020 года. Во-вторых, Варшава не планирует продлевать контракт на поставку газа в Польшу по трубопроводу «Ямал». И, в-третьих, в ближайший год-другой в «Газпроме» постараются максимально загрузить все газопроводы, идущие «мимо» украинской газотранспортной системы. В противном случае строительство второй ветки «Северного потока», которая должна умножить на ноль нашу ГТС, получится дорогим, но явно бесполезным приемом путинской «газово-политической логистики». Поскольку бесперебойность поставок российского газа в Европу в случае, если полностью «обойти» Украину не удастся, все равно останется в зависимости от российско-украинских отношений.

И при такой ситуации Польша решает поднимать (вероятно – достаточно резко) тарифы на транспортировку газа по трубопроводу, через который проходит 35 миллиардов кубометров газа ежегодно. По иронии судьбы, этот газ практически полностью идет в Германию, руководство которой, фактически, и лоббировало строительство «Северного потока-2», который, по замыслу Путина, должен был бы забрать газовый транзит не только у украинской ГТС – но и сократить транзит через Польшу. Позиция для «экономической мести» становится практически идеальной, особенно если учесть тот факт, что Варшава поставила перед собой цель отказаться от закупок российского газа до 2022 года, и шантажировать ее увеличением цены – пытаться подкупить каким-то льготами – будет достаточно сложно.

Конечно, Варшава не заставит Кремль полностью отказаться от использования газопровода «Ямал». России нечем его заменить, а для Польши это будет экономически невыгодно. И от плана прекращения транзита через Украину – по крайней мере, в каком-то отдаленном будущем – Путин также вряд ли откажется. Однако чрезмерная транзитная зависимость Москвы от недружелюбно настроенной Варшавы станет дополнительным аргументом в пользу сохранения какого-то адекватного уровня транзита российского газа через украинскую ГТС. И, будем надеяться, этот аргумент смогут удачно использовать украинские участники трехсторонних переговоров «Украина – РФ – Европейская Комиссия», которые пройдут 16 сентября в Брюсселе.

Что, впрочем, не отменяет того факта, что рано или поздно российский газовый транзит через Украину упадет до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация ГТС станет экономически нецелесообразной. При таких условиях функционирование газотранспортной системы в реверсном режиме, о технической готовности к которому сообщили вчера в «Укртрансгазе», станет не «авральной ситуацией», как, возможно, подозревают в украинских ведомствах, а единственной возможной реальностью.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим