Президент Владимир Зеленский внес изменения в порядок приобретения гражданства Украины иностранцами, которые принимали участие в защите нашего государства, и гражданами России, которые подверглись политическим преследованиям. С этой целью Кабинет министров должен разработать неотложный проект закона, направленный на упрощение порядка приобретения гражданства Украины лицами, которые входят в эти категории. Также правительство должно в трехмесячный срок разработать проект закона о порядке предоставления убежища. Кроме того, планируется обеспечить оптимизацию процесса рассмотрения заявлений граждан России о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, и принятия в установленном порядке соответствующих решений. Лица, которые захотят получить украинское подданство, будут проверяться СБУ, Государственной миграционной службой, МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины. То есть, всем документ с тризубом давать не будут.
По участникам боевых действий вопросов не возникает – они заслужили. Что же касается второй категории, то, с одной стороны, решение Зеленского имеет ряд положительных, в том числе и пиарных составляющих, но с другой – без публичности в этом вопросе не обойтись. Если рассматривать упрощение получения нашего гражданства россиянами как ответ на раздачу российских паспортов в ОРДЛО, тогда распоряжение главы государства имеет смысл. Впрочем, сразу возникает несколько вопросов. Первое – сколько будет желающих сменить подданство и кто эти люди. За российскими паспортами в Донецке и Луганске очередь также не выстраивается, но все же желающих стать гражданами России хватает. И если Киеву не удастся обеспечить в ответ паспортизацию хотя бы нескольких десятков, желательно, знаковых беглецов от кремлевского «счастья», в информационном плане мы будем плестись в хвосте.
Здесь есть еще один нюанс: хотя у российских оппозиционеров дома жизнь не сахар, они лелеют надежду на политические перемены, стараются стать кандидатами в выборные органы, в чем им препятствуют. А получение украинского гражданства закроет им и эти возможности.
Также следует понимать, что российское законодательство не предусматривает автоматическую потерю подданства в случае принятия другого. То есть, все эти люди будут оставаться гражданами России, хотя и напишут заявления о выходе из гражданства. Здесь можно вспомнить скандалы с нардепом-«свободовцем» Юрием Левченко или мэром Одессы Геннадием Трухановым, которые являются гражданами нашего государства, но на России на это не обращали внимания. Проще говоря, россияне, которые приобретут украинское гражданство, останутся и гражданами России. В Украине существует единое гражданство (ст.4 Конституции). Поэтому возникнет вопрос, смогут ли неофиты баллотироваться в депутаты или же участвовать в исполнительной власти. Если на работу в органах государственной власти «двойников» из стран ЕС или США у нас закрывают глаза (и то не всегда, доказательством чего могут быть американка Ульяна Супрун или литовец Айварас Абромавичус, которым регулярно напоминают про их родное подданство), то к выходцам из страны-агрессора внимание общества будет особенным. Как особым оно было и при президентстве Петра Порошенко, который тоже предоставлял гражданство россиянам.
Поэтому за решением Зеленского, чтобы не спустить его инициативу в свисток, должны идти несколько следующих. Первое – нужно понимать, зачем нам россияне-беглецы. Просто пересидеть Путина в Украине, или быть полезными государству-спасителю. Лица, которые подвергаются политическому преследованию на России – это политически активные люди, подавляющее большинство которых имеют хорошее образование и медийную историю. Поэтому их нужно привлекать к медиа-проектам в ответ на гибридную войну России против нас. Согласие на это должно входить в пакет документов при получении гражданства. К тому же, у Зеленского хотят создать телеканал, который будет транслироваться на оккупированные территории, вот пусть новые подданные там и рассказывают правду о России Путина.
Второе – можно рассмотреть вариант формирования в Украине политического движения из россиян-оппозиционеров, эдакого правительства России в изгнании, которое будет продуцировать и выдавать в информационное пространство политические заявления, призывы, одним словом – работать на свержение режима Путина из Киева. Но при таком сценарии этим людям придется обеспечивать охрану от «петровых» и «бошировых». Чтобы не повторилась история с убийством Дениса Вороненкова в марте 2017 года.
То есть, просто пиариться на упрощении получения гражданства россиянами, которых преследуют дома, непродуктивно. Для них нужно найти занятие, чтобы они не только чувствовали себя здесь в безопасности, но и действовали в интересах нашего государства.
Игорь Петренко / Depo.ua