Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело и провела обыски на крупнейшем украинском металлургическом комбинате «АрселорМиттал Кривой Рог». Это предприятие принадлежит самой большой в мире металлургической компании ArcelorMittal с оборотом почти $70 млрд, совладельцем которой является индийский бизнесмен Лакшми Миттал.
20 июля два десятка сотрудников СБУ пришли на комбинат, изъяли документы, а также провели замеры уровня радиации на оборудовании строящегося объекта – на машине непрерывного литья заготовки (МНЛЗ) №3. Позднее на брифинге руководитель следственного управления Днепропетровского управления СБУ Игорь Ена озвучил результаты: уровень радиационного излучения составлял 4,4 микрозиверта в час (мкЗв/ч), тогда как замер радиации на аналогичном оборудовании на других металлургических предприятиях показал уровни намного ниже – 0,34 и 0,27 мкЗв/ч.
Замеры на «АрселорМиттал Кривой Рог» проводило Госатомрегулирования – ведомство, надзирающее за радиационной безопасностью в стране. Его руководитель Григорий Плачков подтвердил слова спецслужбистов: на предприятии действительно было зафиксировано превышение уровня радиации, что приводит к повышенному облучению людей. Как отметил чиновник, компания должна была заручиться согласием Госатомрегулирования на ввод в строй МНЛЗ, чего не сделала, а превышение уровня радиации на «АрселорМиттал Кривой Рог» является основанием для отзыва лицензии у предприятия (правда, не уточнил, какой именно).
Руководство меткомбината обвинения со стороны СБУ повергли в шок. Артем Филипьев, главный юрисконсульт «АрселорМиттал Кривой Рог», отметил, что статья «Экоцид», по которой возбуждено дело, в Уголовном кодексе соседствует с такими серьезными статьями, как «Развязывание и пропаганда агрессивной войны», «Использование оружия массового поражения» и «Геноцид».
«Экоцид» – это не просто преступление против национальной безопасности, это преступление против человечества, это международное преступление», – сказал он.
Данная статья предполагает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов и другие действия, вызывающие экологическую катастрофу, и при этом преступник имеет прямой умысел это делать: он знает об этом, понимает и желает это сделать, пояснил юрисконсульт. «Наверное, в истории этой страны еще не было ситуации, когда крупнейшего инвестора подозревали в преступлении против безопасности не только государства, но и человечества», – посетовал Филипьев.
Руководители «АрселорМиттал Кривой Рог» 23 июля собрали пресс-конференцию, на которой заверили, что никакого превышения радиации на самом деле не было, а СБУ недоговаривает: в том месте, где силовики намеряли 4,4 мкЗв/ч, норма, согласно законодательству, составляет 100 мкЗв/ч.
«А на расстоянии 1 м от источника излучения должно быть 3 мкЗв/ч, у нас – 0,2–0,35. Я считаю, что СБУ манипулирует данными: указывает 4,4 мкЗв/ч, но не указывает норму – 100 мкЗв/ч», – пояснил директор департамента автоматизации технологических процессов «АрселорМиттал Кривой Рог» Андрей Зайцев.
Руководство комбината при этом недоумевает, почему СБУ заинтересовалась именно строящимся объектом с современным оборудованием, а не проверяла уже работающую МНЛЗ. В результате СБУ арестовала машину, и теперь комбинат юридически не имеет никакого права проводить пуско-наладочные работы на этом оборудовании, а значит, реализация проекта стоимостью $150 млн откладывается на неопределенное время.
Филипьев пояснил, что вывод из эксплуатации мартеновского производства на комбинате до 2020 г. и замена его на более современное оборудование (МНЛЗ) предусмотрены обязательствами по договору купли-продажи комбината, подписанному ArcelorMittal с Фондом госимущества. Поэтому действия СБУ создают вероятность, что эти сроки могут быть сорваны, после чего можно ставить вопрос о том, что покупатель не выполняет свои инвестобязательства. А это уже грозит реприватизацией комбината.
Стоит отметить, что вопрос об экологических нарушениях на заводе «АрселорМиттал» возник после посещения президентом Владимиром Зеленским его родного Кривого Рога 12 июля. Именно тогда и прозвучали из уст президента цифры, что из-за неблагоприятной экологической ситуации в городе за последние пять лет онкологические заболевания были диагностированы у 25 тыс. его земляков. Поэтому Зеленский намекнул, что лечение заболевших должно быть проведено за счет тех, кто виновен в экологических проблемах. «Почему должны страдать люди? Я говорю о финансовой помощи больным людям, о конкретном финансовом извинении», – сказал Зеленский. Новый президент и назначенный им и. о. главы СБУ Иван Баканов прямо говорили, что Кривой Рог – их родной город и поэтому они лучше знают, какая здесь экологическая ситуация на самом деле.
Однако это уголовное дело вызывает массу вопросов. Почему на защиту экологии Кривого Рога встала именно СБУ и почему такая жесткая статья, как «Экоцид»? Как уточнил Филипьев, из всего перечня преступлений против экологии в Уголовном кодексе только статья «Экоцид» находится в подследственности СБУ, если возбуждать дело по другим статьям, то их расследованием будет заниматься уже прокуратура. А ею, как известно, пока руководит неподконтрольный Зеленскому Луценко.
Вопрос возникает и по поводу радиационной безопасности – почему СБУ предъявила претензии к «АрселорМиттал Кривой Рог» именно по этой теме, тогда как металлургическое производство является главным загрязнителем прежде всего воздуха. В частности, согласно составленному Минэкологии рейтингу наибольших загрязнителей за 2017 г., «АрселорМиттал» по показателю загрязнения атмосферы на первом месте. Установка МНЛЗ, вокруг которой ходили с дозиметром сотрудники СБУ, для 600-тысячного города не опасна, от нее теоретически могут пострадать только те работники, которые трудятся рядом, да и то если нарушат правила.
В Кривом Роге любят Зеленского и не любят «АрселорМиттал». Ведь после приобретения комбината (тогда он назывался «Криворожсталь») новый менеджмент провел радикальное сокращение численности персонала – с 58 до 38 тыс. к концу 2012 г. Лишившиеся работы земляки Зеленского помнят об этом. Может быть, новый президент решил этим воспользоваться? После открытия уголовного дела в глазах криворожан он предстанет их защитником, и они с радостью поддержат того, кто будет баллотироваться от «Слуги народа» на следующих выборах мэра и городского совета.
К сожалению, в Украине уголовное дело часто служит для прикрытия чисто коммерческих интересов – можно отжать бизнес или договориться о его продаже по более дешевой цене. У «АрселорМиттал Кривой Рог» нет общих интересов с бизнесом, поддерживающим новоизбранного президента. Разве что комбинат для производства стали закупает отечественные ферросплавы, которые производятся Никопольским и Запорожским ферросплавными заводами, которые принадлежат Игорю Коломойскому.
И. о. гендиректора «АрселорМиттал Кривой Рог» Александр Иванов надеется, что новая власть понимает, как история с этим уголовным делом может негативно повлиять на инвестиционный климат в стране. Он работал на других меткомбинатах в Украине и знает, как решаются вопросы, возникающие у местных властей к крупным предприятиям на их территории. Однако, как отметил Иванов, ArcelorMittal – это независимая международная компания, которая уже инвестировала в украинский комбинат $9,2 млрд и заплатила в бюджет 60 млрд грн налогов, и она не потерпит такого давления.
Пока руководство комбината заняло выжидательную позицию. Если ситуация будет развиваться неблагоприятно, собственники предприятия будут защищаться всеми доступными законными способами. Ведь остановленная МНЛЗ приносит убытки – только до конца этого месяца комбинат не получит $1,3 млн.
Александр Суков / Деловая столица