п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Как Зе-команда подкладывает бомбу под себя и Украину Можно предугадать веерные референдумы в регионах об отношениях с центральной властью. Мол, хотим максимальной децентрализации. И Зеленский с его правительством нам – до лампочки

Председатель партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков заявил, что вопрос переименования населенных пунктов или улиц в них нужно отдать на усмотрение общины. Это очередной предвыборный посыл избирателям юга и востока.

Местные референдумы и народовластие – это стабильная «фишка» партии Зеленского. И перед выборами там решили поговорить о декоммунизации.

«К сожалению, местные советы также не всегда отображают в полном объеме те интересы, которые есть у местных жителей», – отметил Разумков в эфире канала ICTV. Поэтому, по его мнению, вопрос переименований необходимо принимать на местных референдумах, а не в стенах парламента. Проще говоря, будущий народный депутат и, не исключено, лидер «Зеленой» фракции в Верховной Раде 9 созыва, фактически ставит под сомнение закон о декоммунизации, в рамках которого и произошло больше всего переименований, в том числе свои советские названия потеряли Днепропетровск, Кировоград, Комсомольск, Орджоникидзе, Димитров и так далее.

А еще – ставит под сомнение результаты волеизъявления граждан во время местных выборов, ведь состав местных советов формируется по результатам выборов и де-факто не может не отображать интересы местных жителей. Не нравится состав нынешних советов – пусть Зе-команда попытается найти законный механизм досрочного прекращения их полномочий и перевыборов, когда нет такого механизма – тогда не нужно заниматься популизмом.

Для начала вернемся к закону о декоммунизации. Он стал прямым следствием событий 2014-15 годов – Революции достоинства, аннексии Россией Крымского полуострова и агрессии РФ на Донбассе – и поддерживался подавляющим большинством граждан страны. Пакет законов о декоммунизации – «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в XX веке», «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945», «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов» и «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режимов и запрете пропаганды их символики» был принят 9 апреля 2015 года. Они вступили в силу 21 мая 2015 года. С тех пор в Украине достаточно успешно избавляются от коммунистического прошлого, уровень выполнения норм законов о декоммунизации оценивается где-то на уровне 95%. Декоммуназационные законы оспариваются экс-регионалами в Конституционном суде, однако пока существует общественное согласие по воплощению декоммунизации, КСУ с выводами не спешит. Как будет сейчас – вопрос риторический, поскольку судьи-конституционщики очень часто в своих решениях учитывают политическую конъюнктуру.

Стоит напомнить господину Разумкову, что наименование и переименование населенных пунктов и районов по Конституции является прерогативой Верховной Рады (статья 85, пункт 29), поэтому его заявление уже сомнительно с точки зрения Основного Закона. А еще стоит напомнить, что перед изменением топонимов в городах с коммунистическими названиями проводились местные обсуждения, не референдумы, потому что у нас нет соответствующего закона, а именно общественные слушания. К большому сожалению, определенные политические силы пророссийского толка использовали их для собственного пиара, подстрекая жителей этих населенных пунктов или к отстаиванию коммунистических названий (так, к примеру, было в бывшем Комсомольске), или к настаиванию на названиях времен Российской империи – Екатеринослав или Елизаветград. Проще говоря, эти политические силы пытались сорвать процесс декоммунизации, но им не удалось. Так на карте Украины появились названия городов Днипро, Кропивницкий, Горишные Плавни, Олешки, Вараш, Покров, Мирноград, Подольск, Каменское, сотни сел перестали носить имена Ленина. Фрунзе, Чапаева и так далее. Процесс изменения топонимов происходил мирно и до сих пор никто в здравом уме не требовал вернуть обратно коммунистические названия.

С улицами в населенных пунктах дела обстояли несколько иначе. Действительно, во многих местах решения о новых названиях принимали местные советы, где-то – с общественным обсуждением, где-то – без такового. В Киеве только три переименования вызвали сопротивление: изменение названия проспектов Московского и Ватутина соответственно на Степана Бандеры и Романа Шухевича, и улицы Жукова на улицу Кубанской Украины. Во всех трех случаях процесс переименования намеренно политизировался. И недавнее решение суда по проспекту Бандеры тому доказательство.

Заявление г-на Разумкова также свидетельствует о намеренной политизации вокруг декоммунизации. Его заявление – это предвыборный пиар, рассчитанный на ту часть избирателей, которая сейчас колеблется – голосовать за «Слугу народа» или за «Оппозиционную платформу – За жизнь». Но пройдут выборы и следующему парламенту предложат поддержать ряд идеологических законопроектов, разработанных Зе-командой. Во время президентских выборов Зеленский пропагандировал закон о народовластии, в котором, возможно, и будет прописан алгоритм всеукраинского и местного референдумов. Можно прогнозировать, что в случае внесения в сессионный зал подобного законопроекта или законопроектов о референдумах, голоса в их поддержку найдутся. Та же «Опоплатформа» в этих вопросах – стопроцентный союзник «Слуги народа». Но по своим мотивам, ведь референдумы и плебисциты – превосходное орудие для возмущения ситуации в государстве в целом или в отдельных его регионах.

К сожалению, Разумкову, Руслану Стефанчуку, еще одному проводнику прямой демократии, никто не подсказал, что они пиаром на народовластии подкладывают бомбу замедленного действия под себя и страну. После принятия законов о референдуме местные феодалы и их столичные пророссийские пособники быстро откатят обратно декоммунизацию там, где имеют влияние на избирателей. Но это, действительно, только цветочки. Можно предугадать веерные референдумы в регионах о договорных отношениях с центральной властью или об отказе передавать собранные налоги в государственный бюджет. Мол, хотим максимальной децентрализации. И Зеленский с его правительством нам – до лампочки. Механизмов остановить подобную ползучую федерализацию, точнее, феодализацию страны, которую узаконят референдумами, у центральной власти пока нет.


Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим