Исполненный в Борисполе президентом Владимиром Зеленским скетч под условным названием «Иди гуляй» или «черт Годунок» оказался куда эффектнее большинства юмористических номеров бывшего руководителя «95 квартала».
И дело тут не в юмористическом таланте Зеленского – талант и опыт профессионального комика в этом случае главе государства был и вовсе не нужен. Просто жанр был выбран очень удачно. Ведь публичные порки чиновников их коллегами более высокого статуса все 28 лет независимости воспринимаются украинской публикой «на ура». Во всяком случае, большей ее частью, процентами этак семьюдесятью тремя. Меньшинству, предпочитающему более утонченные жанры, остается лишь негодовать о том, что хамство, а особенно в отношении подчиненных, является для украинских политиков доброй традицией, которую еще никто по-настоящему не решился поломать.
Можно, разумеется, сравнить Зеленского с одним из его предшественников на президентском посту, спешно переехавшему в свое время из Межигорья в Ростов. Тот ввиду пролетарского донбасского происхождения очень любил не только страусов, но и «публичную порку» в своем исполнении, за что небезосновательно считался украинцами одним из признанных мастеров жанра.
И нужно признать, что Владимир Александрович, если еще не превзошел признанного мэтра политического хамства, то своим «Ща позвоню Баканову по поводу этого чертА» (те, кому довелось пообщаться с конкретными пацанами из пролетарских районов, должны различать стилистическую разницу между «чертОм» и «чЁртом») очень приблизился к планке, установленной Виктором Федоровичем.
Да, Янукович в своих беседах с подчиненными очень часто использовал несколько более грубую лексику. Например, мэра Симферополя Виктор Федорович публично называл «засранцем», с мэра Херсона обещал шкуру содрать, а губернатору Закарпатья угрожал встречей тет-а-тет, заходи, мол, «потом ко мне я тебе объясню», кто не прав, а также регулярно перед телекамерами отчитывал министров своего же карманного правительства Азарова. Тем не менее Янукович старался держать себя более-менее в руках и совсем уж к дворовой стилистике если и прибегал, то относительно нечасто. Разве что в отношении своего конкурента на неудачных для себя президентских выборах 2004 г. Виктора Ющенко Виктор Федорович выходил за все красные линии, называя того «треплом» и «шкодливым котом Леопольдом», а его сторонников «козлами, которые мешают нам жить».
Зеленский же, выгоняя из зала заседаний Годунка, а особенно рассказывая, как он будет звонить в СБУ, чтобы с ним разобраться, выглядел крайне органично, куда искренней, чем в своих многочисленных киноролях. До этого на таком уровне устраивать публичную порку с унижениями и обзываниями мог только несравненный Геннадий Адольфович Кернес, чье обращение к одному из городских чиновников «Кандауров, сучий пес, я тебя на ноль умножу» стало мемом на долгие годы.
Тут можно было бы посетовать на недостаточную общую культурность действующего президента, но дело совершенно не в нем. Публичного отчитывания подчиненных с элементами хамства не гнушались все без исключения украинские президенты. Разве что, Леонид Кравчук выбивается из этого ряда. Но тогда была несколько другая эпоха, без интернета и с куда меньшими возможностями СМИ. А так, Кучма, срываясь на крик, публично отчитывал Януковича, когда тот был премьером, Янукович обзывал «засранцами» мэров и угрожал губернаторам, даже интеллигентный Виктор Ющенко не слишком подбирал слова, когда дело касалось Юлии Тимошенко. Да и при знаменитом разгоне ГАИ за средний палец, показанный тогдашнему спикеру Арсению Яценюку, Виктор Андреевич был достаточно груб, называя сотрудников милицейского спецподразделения «евнухами». Предпоследний президент Петр Порошенко, хоть иногда и пытался отойти от этой традиции, подчеркнуто вежливо общаясь с политическими оппонентами, но и он периодически устраивал публичный разнос, например, Пашинскому за цены в долларах, а не гривнах на оборудование для ВСУ.
Ну а привычка всех президентов тут же после избрания на должность начинать публично тыкать всем подряд – от губернаторов и министров до журналистов, видимо, есть побочный продукт высокого статуса.
Так что, если все подряд президенты, да и другие высокопоставленные чиновники, периодически хамят, причину такого поведения нужно искать не в президентах, а в нас с вами, в украинском обществе. Ведь не нужно быть ясновидцем, чтобы понять – все эти «публичные порки» подчиненных устраиваются президентами вполне осознанно, со вполне очевидной целью понравиться рядовому избирателю. Ведь как себе представляет идеальную власть рядовой украинский избиратель? Придет строгий, но справедливый «батя» разгонит и обматерит проворовавшихся чиновников, а те, на смерть перепугавшись, тут же сделают что-нибудь полезное для народа, чтобы не навлечь не дай боже на себя еще больший царский гнев.
Так что Годунок, каким бы он ни был сам по себе, просто случайная жертва президента, которому обязательно нужно показать избирателям крутость характера и принципиальность. И то, что у нынешнего секретаря Бориспольского горсовета и правда в свое время были проблемы с законом, – лишь повод сделать его ритуальной жертвой. И то, что Годунок активно поддерживал Зеленского во время президентской кампании, даже хорошо. Как говорится, бей своих, чтоб чужие боялись. О нем очень скоро забудут, а после обязательно найдется какой-нибудь другой «черт», чтобы поддерживать имидж строгого, но справедливого президента Зе.
Тарас Клочко / Деловая столица