Идеолог Зе-команды Руслан Стефанчук заявил, что высказывания главы президентского офиса о русском языке – его личное мнение. А каково мнение Зеленского?
Заявление Стефанчука появилось в аккурат после резонанса среди проукраинской общественности, который вызвал Богдан собственной «русской для Донбасса».
«Это следует трактовать как личную позицию Андрея Богдана, поскольку она не совсем коррелируется с тем, что заявлено в программе нашей партии. Поскольку для нас определяющим является положение ст.10 Конституции Украины, согласно которой единственным государственным языком в Украине является украинский язык», – отметил Стефанчук в эфире «Свободы слова».
Хотелось бы верить, что он действительно выразил позицию всей команды, однако, похоже, мнение господина идеолога в окружении президента – в меньшинстве. Свидетельством чего может быть отсутствие реакции на заявления Богдана самого президента. Значительная часть общества ожидает от него извинений за длинный язык руководителя своей канцелярии. Но вот дождется ли… Зато быстро дождались реакции Кремля: там в очередной раз инициировали заседание Совбеза ООН относительно закона об украинском языке. А почему бы и нет, если один из ближайших соратников украинского президента первым начал, то, по правилам «гибридной» войны, нужно поддержать тему в информационном тонусе.
Напомним, что Зеленский сразу после апрельских выборов дал весьма неоднозначный комментарий относительно законопроекта о государственном языке (на то время закон еще не приняли). «После моего вступления на пост президента будет сделан тщательный анализ этого закона, чтобы убедиться, что в нем соблюдены все конституционные права и интересы всех граждан Украины. По итогам анализа буду реагировать согласно конституционным полномочиям президента Украины и в интересах граждан», – заявил Зеленский.
При этом он подчеркнул: украинский язык – единственный государственный язык в Украине, но поскольку перед государством стоят серьезные вызовы, нужно «инициировать и принимать такие законы и такие решения, которые консолидируют общество, а не наоборот».
Это заявление истолковали как намерение пересмотреть языковой закон. За период президентства Зеленского шагов в сторону пересмотра не было, что можно объяснить предвыборным периодом – Зе-команда, как и во время президентских выборов, включает в свою риторику только объединяющие смыслы, чтобы охватить более широкий электорат. Однако из уст представителей команды не впервые звучат заявления, которые раскалывают общество по языковому признаку. Еще до Богдана феерическое интервью дал Борис Шефир, бизнес-партнер Зеленского и родной брат заместителя главы президентского офиса Сергея Шефира. «Закон о языке нужно отменить и принять нормальный закон. Это первый шаг для окончания войны», заявил он.
«Он высказал исключительно собственное мнение. Это мнение не совпадает с позицией президента Украины Владимира Зеленского и Администрации Президента», – прокомментировали слова Бориса Шефира на Банковой. И добавили, что тот не является должностным лицом Администрации президента или членом партии «Слуга народа» – так же, как не является ни штатным, ни внештатным советником президента Зеленского. И подчеркнули: с момента вступления президента в должность Борис Шефир не общался с главой государства. То есть Банковая активно восстанавливала себя от провокационных заявлений брата заместителя главы тогда еще администрации. Впрочем, вчерашние высказывания Андрея Богдана подтвердили сказанное старшим из братьев Шефиров – не только его частное мнение, а тенденция. Которая, пока идет предвыборная кампания и обострять языковую тему невыгодно, не материализовалась, к примеру, в решение КСУ об отмене закона о языке или отдельных его положений.
Защитники Зе-команды говорят: нестыковки в заявлениях Богдана, Бориса Шефира и того же Стефанчука объясняют плюрализмом мнений и свидетельствуют о демократичности новой властной команды. Мол, там собрались разные люди – к примеру, принципиально русскоязычный Дмитрий Разумков и принципиально украиноязычный Святослав Юраш – и они уживаются. Подчеркнем: уживаются до тех пор, пока не вошли в парламент и не получили портфели в исполнительной власти. Отсутствие общей идеологии (а «сделаем их вместе» – это не идеология, а дешевый популизм) делает «Слугу народа» потенциально опасным для будущих политических процессов в стране. Эта опасность заключается в том, что после избирательной эйфории фракция этой политсилы рискует превратиться в пороховую бочку вследствие отсутствия общей позиции по фундаментальным вопросам – язык, вера, армия, способ достижения мира на Донбассе, путь возвращения Крыма. У нее будет только два варианта. Первый – у Зеленского выработают четкую государственную программу относительно перечисленных вопросов, а ее пока что нет, и всех «зеленых» заставят поддерживать эту программу под страхом лишения мандата. Второй – внутренние идеологические конфронтации и раздел на патриотическую и «ватную» группы.
Не стоит забывать о еще одном важном моменте: судя по последним соцопросам, желаемого монопольного большинства у «Слуги народа» не будет, а это означает, что придется создавать коалицию. Главными претендентами на дружбу являются партии «Голос», «Батькивщина», «Сила и Честь» и «Гражданская позиция». Впрочем, две последние – в случае преодоления проходного барьера, так как сейчас социологи им стопроцентных шансов не дают. Все названные политсилы имеют четкую проукраинскую позицию по вопросам языка, веры, достижения мира без уступок и капитуляции. И будущее парламентской коалиции будет зависеть от того, будет ли такой же проукраинской позиция «Слуги народа». Тот «шизофренический плюрализм», который мы сейчас наблюдаем в высказываниях отдельных членов Зе-команды, дает основания сомневаться в этом.
Юрий Васильченко / Depo.ua