неділя, 24 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Выборы в законе: Какими будут последствия решения КСУ о разгоне Верховной Рады Конституционный суд создал прецедент, по которому следующие президенты смогут распускать парламент и объявлять досрочные выборы, когда им заблагорассудится

Все – на выборы! В этом суть решения судей-конституционщиков: 11 из них проголосовали за признание указа конституционным, пять были против, один воздержался. Таким образом, впервые в нашей истории КСУ создал прецедент, по которому следующие президенты смогут распускать парламент и объявлять досрочные выборы, когда им заблагорассудится. Мотивируя свои действия результатами социологических опросов. Однако, не все так просто.

Подавляющее большинство экспертов прогнозировали иное решение КСУ: признание указа неконституционным, но поскольку выборы уже остановить нельзя, то они все равно бы состоялись бы 21 июля. Но имеем то, что имеем. Дальше будет еще несколько серьезных последствий для государства, на которых остановимся подробнее.

Следовательно, представитель Зеленского в КСУ Федор Вениславский апеллировал к тому, что коалиционное соглашение, заключенное пятью фракциями в 2014 году, не предусматривало индивидуального членства в коалиции. А после того, когда в феврале 2016 года из парламентского большинства вышли фракции «Батькивщина» и «Самопомич», а 29 марта юридически был зафиксирован факт выхода из коалиции Радикальной партии, исчезла и сама коалиция. Что касается решения КСУ от 2010 года, которым разрешалось индивидуальное членство в большинстве, то, акцентировал Вениславский, оно было принято при иных политических условиях: на момент принятия того решения, закон о регламенте Рады предусматривал требования относительно создания и прекращения деятельности коалиции, но впоследствии нардепы изъяли такие нормы из закона о регламенте. Таким образом, посчитали у Зеленского, численность депутатов двух фракции – «БПП» и «Народного фронта» – не дотягивала до необходимых 226. Следовательно, указывали они, коалиции не существовало с 29 марта 2016 года.

В то же время истцы настаивали: после восстановления действия Конституции 2004 года депутаты законодательно предусмотрели, что новая коалиция должна формироваться на основе решения КСУ 2010-го года, то есть с участием как фракций, так и отдельных депутатов. Однако фокус в том, что эта норма распространялась только на парламентариев 7-го созыва, то есть, прошлого. Сделано это было по понятным причинам: коалиция, которая возникла после Майдана, была шаткой, что, в конце концов, и было доказано выходом из ее состава «Свободы» и «Удара» в июле 2014-го, после чего Порошенко объявил досрочные выборы.

После вчерашнего решения КСУ, который в коллизии между двумя взаимоисключающими вердиктами своих предыдущих коллег от 2008 года – о невозможности индивидуального членства в коалиции, и в 2010 году – о такой возможности, занял первую позицию – мы получаем прецедент с куда более серьезными последствиями, чем идти или не идти на преждевременные выборы. 14 апреля 2016 года, через две недели после выхода из большинства фракции Ляшко, было сформировано правительство Владимира Гройсмана. Всего, на момент голосования, «за» высказались 257 народных депутатов: 131 из «БПП», 75 из «НФ», 11 внефракционных, 23 из группы «Видродження» и 16 из «Воли народа», которые в состав коалиции не входили, один голос дал представитель «радикалов» (Витко, у которого со своей фракцией на тот момент уже сложились сложные отношения). Совокупно голосов из двух коалиционных фракций получается 206, и после вчерашнего решения КСУ оказывается, что правительство работает не совсем легитимно, потому что у коалиции на момент создания правительства не было необходимых 226 голосов. Хотя за него и проголосовали 257 депутатов. Формальность, однако она влечет за собой несколько процессов.

Первый – теперь, ссылаясь на решение КСУ, можно в судебном порядке обжаловать все (!) постановления правительства. Во время предвыборной кампании это просто уникальный подарок социальным популистам. В том числе, можно попытаться оспорить и международные соглашения, договоренности с МВФ и так далее. Правда, после этого с нашей страной никто из серьезных западных партнеров больше дела иметь не будет.

Второй процесс – попытка привлечь к уголовной ответственности участников голосования 14 апреля 2016 года. Как известно, ГБР уже расследует дело по заявлению юриста Януковича Андрея Портнова о фальсификации назначения Гройсмана премьер-министром. Можно предположить, что сейчас это дело пойдет активнее. Потому как выборы.

И, наконец, третий процесс – он связан сугубо с нынешней кампанией – решение КСУ станет пиар-дубиной в руках оппонентов партии Порошенко. Население и так активно поддерживает перевыборы, а здесь народу скажут, что, оказывается, он «обеднел» из-за «узурпаторов». Пожалуй, не стоит говорить, где после этого окажутся рейтинги партий Порошенко и Гройсмана.


Игорь Петренко / Depo.ua
Поділіться цим