С приходом в Украине к власти нового президента и его команды угрозы на Черном и Азовском морях для страны совершенно не изменились. И это очень ярко показывают последние события – прежде всего непризнание Россией предварительного решения Международного трибунала по морскому праву, который 25 мая обязал Москву немедленно освободить захваченных в Керченском проливе украинских моряков и кораблей. Ну и, конечно, «бряцание оружием» – постоянное усиление своей группировки во всем регионе, а особенно на захваченном полуострове Крым.
Понимая это, наше военное руководство старается адекватно реагировать. Причем все это идет планово и не зависит от того, кто сейчас возглавляет Генеральный штаб. Так, в начале июня прошли заранее запланированные учения по отражению морского десанта противника на побережье Азовского моря.
Интересна их канва – противодесантный резерв ВСУ в составе ротной тактической группы отдельной десантно-штурмовой бригады при поддержке танков, артиллерии и авиации «уничтожает» первую волну морского десанта противника, исключая возможность высадки второго эшелона.
При этом на фотографиях, которые опубликованы пресс-центром штаба операции Объединенных сил, видны и танки Т-80, и боевые варианты Ми-8, и артиллерия. То есть наши военные реально готовятся отражать возможную высадку с моря. Тем более что у «вероятного противника» десантные возможности сильно ограничены. Из-за того, что Азовское море мелкое, использовать те же большие десантные корабли невозможно – они просто не смогут подойти близко к берегу. А значит, будут использованы более мелкие плавсредства, которые имеют меньшую вместимость и более уязвимы как для огня с земли, так и с воды (в предыдущих аналогичных учениях были задействованы и бронекатера типа «Гюрза-М», которые базируются на Бердянск).
Также планово продолжается и усиление возможностей украинского флота. Так, пресс-служба ВМСУ распространила фото о том, что 30 мая в Балтиморе осуществил контрольный выход патрульный катер типа Island, которые были переданы Украине в рамках двухстороннего сотрудничества.
Напомним, что патрульные катера этого типа достаточно массово строились в конце 1980-х – начале 1990-х годов для береговой охраны США. Корабли имеют водоизмещение 168 т, длину в 34 м и оснащены радиолокационной станцией, команда состоит из 16 человек (в том числе двух офицеров).
Береговая охрана США сейчас постепенно выводит из боевого состава катера типа Island, заменяя их более современными быстроходными катерами класса Sentinel. Оставшиеся же не у дел суда постепенно раздаются союзникам по всему миру. Так, в 2015 г. три таких катера были переданы ВМС Пакистана, еще два в 2016 г. поступили на службу в департамент береговой охраны пограничной полиции МВД Грузии (1991 г. постройки).
Решение о передаче Украине катеров Cushing и Drummond в США приняли еще в 2016 г. Однако с того момента решалась масса процедурных вопросов, связанных с неурегулированностью нашего законодательства. Ведь до недавнего времени Министерство обороны Украины не имело права заключать контракты с любыми иностранными партнерами – этим могло заниматься исключительно специализированное предприятие «Укроборонпром». В то же время Вашингтон настаивал на том, чтобы все дела должны вестись без посредников.
В недавнем сообщении от военных говорится, что пока плановые швартовочные, маневренные и скоростные испытания проводит рабочая группа ВМСУ совместно с американскими коллегами, а уже 8 июня планируется прибытие в Балтимор из Украины подготовленных экипажей. И уже именно они будут готовить корабли для переброски в Украину. Судя по всему, все идет по плану и к сентябрю эти две единицы пополнят боевой состав флота.
Интересно, что вольно или невольно пресс-служба «засветила» и название одного из кораблей: б/н Р191 станет в ВМСУ «Слов’янськ». А вот название второго корабля (б/н Р190) пока доподлинно неизвестно.
Зато по фотографиям понятно, что корабли таки будут отправлены в Украину невооруженными и без РЛС — все в рамках программы, по которой суда передаются в «третьи страны».
Чем они будут вооружены, наше флотское командование тщательно скрывает. Во время службы в Береговой охране на кораблях типа Island были установлены 25-мм артиллерийские установки M242 Bushmaster, крупнокалиберные 12,7-мм пулеметы М2, а также радиолокационные станции (РЛС) общего обнаружения AN/SPS-73.
Однако после того, как корабли выводились на хранение, все вооружение и РЛС снималось. И именно в таком виде американцы передают их своим союзникам по всему миру. А те уже довооружают по своим возможностям. Но проблем не возникало, так как в большинстве своем страны, которые получали такую помощь, уже находились в сфере американского влияния и установить аналогичное вооружение не составляло никаких проблем. Наш же флот совсем не далеко ушел от советского, и поэтому стандарты кардинально различаются.
В связи с этим высказывались мысли, что на месте катера получат боевые модули БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм» для бронетехники. Каждый модуль включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомёт и пулемёт ПКТ калибра 7,62 мм, а также две ПТРК «Барьер».
Однако выскажу и свое предположение – с большой долей вероятности на катера могут поставить и крупнокалиберную корабельную артиллерийскую систему АК-176М. Эта универсальная артиллерийская система еще советской разработки достаточно хорошо освоена личным составом (ныне установлена как минимум на бывшем ракетном катере «Прилуки»), а также по-прежнему имеет достаточно высокие характеристики – может как минимум бороться со всем спектром противокорабельных ракет российского производства.
Единственная проблема – в Украине она не производится. Зато есть, например, в Польше. И «случайно», согласно отчету государственных органов страны в Регистр ООН, именно две такие установки и экспортированы в Украину в 2018 г.
Какой именно вариант в итоге будет установлен, покажет только время, но в любом случае прибытие этих двух кораблей значительно усилит возможности ВМСУ. А дальше американцы планировали передать еще два корабля этого типа. Реально ли это сейчас, пока непонятно, но курс на поддержку (в том числе и летальным вооружением) Киева в Вашингтоне по-прежнему озвучивают и продвигают.
Михаил Жирохов / Деловая столица