Спецпрокурор США Роберт Мюллер ушел в отставку. Он объявил об этом во время своего первого публичного выступления по результатам расследования российского вмешательства в американские выборы. Выступление достойно того, чтобы при желании посмотреть его вживую. Ну и сравнить его с выступлениями украинских следователей. Впрочем, дело не о том. Пожилой, уставший, но жесткий и умный человек с максимальной четкостью и ясностью не просто описал результаты своего расследования – они и без того не были особой тайной. Он продемонстрировал еще и личную оценку – не результат расследования, а ситуации, при которой фактически доказанное уголовное преступление остается без наказания и фактически без реакции.
«Мы не дали определение, совершил президент преступление. В отчете объясняется, что согласно долговременной политике Минюста, президенту не может быть предъявлено обвинение в федеральном преступлении во время пребывания в должности… Даже если обвинения будут засекречены и скрыты от общественности, это тоже запрещено», – это звучит как фрагмент из «Ловушки для дураков» Хеллера, но является официальной юридической практикой в США.
«Если бы мы были уверены, что президент явно не совершил преступление, мы бы сказали это», – подобный оборот, очевидно, является максимальным приближением к мнению Мюллера о ситуации, которую пожилой служака может себе позволить высказать публично.
Ища объяснение – хотя бы для себя самого – зачем же он в таком случае занимался расследованием, результаты которого лягут под сукно – по крайней мере, на период президентства Трампа – Мюллер говорит следующее: «важно сохранить доказательства, пока воспоминания свежи, а документы доступны. Кроме прочего, эти доказательства можно было бы использовать, если бы существовали соучастники, которых теперь можно обвинить «. Последняя фраза – на самом деле, дань скромности. Материалы расследования Мюллера таки стали камнем на шее для многих соратников Дональда Трампа.
К чему же приведут откровения спецрокурора, который после расследования покинул гостеприимные стены Минюста и вернулся к «частной жизни»? После его вчерашнего выступления еще три члена Конгресса из числа ранее не поддерживали идею импичмента Трампа, выступили с предложением рассмотреть такую возможность. Возможно, к ним сегодня присоединятся еще несколько. Потому что с точки зрения «тривиальной» морали ситуация выглядит как-то совсем некрасиво.
Но рассчитывать на скорый и бесславный конец президентства Дональда Трампа на самом деле не приходится. Потому заметная часть республиканцев – и определенное количество демократов считают, что ему надо дать возможность «досидеть» – пусть и под шквальным огнем критики и обвинений.
Мотивы этих людей разные. Кто-то не хочет Трампу шанс создать себе имидж «мученика», пострадавшего от действий «прогнившей элиты». Кто-то надеется, что негатив в сторону Трампа ложится бременем на имидж Республиканской партии в целом. А некоторые считают, что слабый президент, вынужденный все время обороняться – это отличный шанс для негласного расширения и укрепления полномочий Конгресса.
Впрочем, как бы ни обернулись дальнейшие события с предполагаемым импичментом – хозяину Белого дома, очевидно, придется отложить бравую атаку на демократов, и сосредоточиться на собственной политической обороне. Чем он, наконец, с большим или меньшим успехом и занимался с момента начала своего пребывания в должности.
Тарас Паньо / Depo.ua