Схема передвижения руководителя американской дипломатии, и без того довольно сложная и хаотичная (только за прошедшую неделю были отменены две встречи – Помпео не смог встретиться с Ангелой Меркель и представителями Гренландии), снова радикально изменилась. Несмотря на дважды анонсированный визит в Москву, Майк Помпео в российскую столицу так и не попадет.
Зато позавчера госсекретарь из авиабазы Эндрюс срочно вылетел в Европу. Где встретится со своими коллегами из Великобритании, Франции и Германии относительно «широкого круга вопросов». Первым – и главным из которых будет дальнейшая судьба «ядерного соглашения» с Ираном, которое медленно, но неуклонно движется в сторону разрыва. Правда, эта смена планов госсекретаря никак не повлияет на его встречу с российским президентом Владимиром Путиным и главой российского МИДа Сергеем Лавровым, которые пройдут во вторник в Сочи, как это и было запланировано.
Поэтому от изменения графика Помпео пострадает разве что Неизвестный солдат, к монументу которого глава Госдепа США так и не возложит обещанные цветы. Ну и представители посольства США, а также американские студенты и бизнесмены, с которыми должен был встретиться в российской столице руководитель американского внешнеполитического ведомства. И первый, и вторые, скорее всего, легко переживут это разочарование. Что именно заставило Помпео сделать эти хаотичные движения, о которых пресса сначала узнает от служащих аэропортов – а уже потом от анонимных источников в Госдепе?
С одной стороны, госсекретарю действительно нужно как-то гасить реакцию европейских союзников США на ситуацию с Ираном. После того, как в Тегеране заявили, что из-за жестких санкций США, которые администрация Трампа только продолжает наращивать, готовятся отказаться от выполнения части своих обязательств, предусмотренных соглашением, в ЕС, похоже, воцарилась легкая паника. Которую легко понять, поскольку часть обязательств, которую готовятся умножить на ноль в Иране, касается развития ядерной программы.
При этом Европа оказывается в таком себе безвыиграшном круге – в случае, если страны ЕС вслед за США выйдут из соглашения с Ираном, во-первых, это станет капитуляцией перед Вашингтоном, с чем в Берлине и Париже явно не спешат. Более того – это станет еще и капитуляцией перед проблемой ядерного вооружения Ирана. Поскольку альтернативных планов сдерживания Тегерана администрация Трампа предлагает только два – отправить куда-нибудь поближе к Ирану один или два авианосца для «демонстрации решимости», а также вернуть как можно более жесткие антииранские санкции. Ни первое, ни второе разработку ядерного оружия Тегераном не остановит – и это проверено на примере Северной Кореи. Если же европейские столицы решатся просто игнорировать санкции Вашингтона – это приведет к полномасштабной и неконтролируемой экономической войне. С потерями в десятки раз большими, чем те, которых уже и так понесли трансатлантические отношения.
И Помпео, скорее всего, должен как-то «успокоить» своих европейских коллег в этой ситуации. Но министры иностранных дел – это не разволновавшиеся школьники. И успокоить их без радикальной смены внешнеполитических подходов США у главы Госдепа явно не получится. А тот факт, что вылет Помпео планировался и осуществлялся в течение неполных суток, недвусмысленно намекает на отсутствие какого-либо адекватного и предварительно оговоренного плана выхода из ситуации. А что касается встречи с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым – то количество заявленных тем переговоров (а это и контроль над вооружениями, и проблематика Венесуэлы, и Украина, Сирия и Афганистан) недвусмысленно намекает на то, что результатом переговоров станет очередной «очень конструктивный разговор» между дипломатами и чиновниками без каких-либо практических последствий. На что достаточно откровенно намекал американским журналистам глава Госдепа, говоря, что на переговорах будет осуществляться «поиск общих интересов» и взаимное озвучивание позиций, а не достижение конкретных договоренностей по какому-либо практическому вопросу. Не говоря уже о том простом факте, что переговоры по контролю над вооружениями – главная тема встречи в Сочи – по мнению Дональда Трампа, теперь должны быть трехсторонними. А об участии Китая в завтрашнем разговоре в данный момент ничего не известно.
Поэтому складывается впечатление, что сложный и изменчивый маршрут действующего государственного секретаря США имеет одну цель – тушение дипломатических «пожаров» и имитацию конструктивной работы с Россией. При этом успех в обоих этих делах выглядит довольно призрачным.
Тарас Паньо / Depo.ua