От нынешнего послания российского президента особых сюрпризов не ждали. Хотя жанр речей Путина, в целом, подобные сюрпризы и предусматривает – чего стоили прошлогодние мультики про «наши бомбы и ракеты», которые заставили весь зал Федерального собрания биться в экстазе, глядя на непреодолимую мощь российской армии.
Впрочем, на этот раз Путин обошелся без мультфильмов – но удивить своих слушателей таки сумел. Вместо традиционного ура-патриотического угара, российский президент вдруг начал обещать.
Обещать буквально все. Десятки льгот, преференций и благ для всех без исключения россиян. Путин пообещал немедленно, просто-таки с сегодняшнего дня проиндексировать пенсии выше прожиточного минимума для всех малообеспеченных пенсионеров. А также освободить от многих налогов многодетные семьи. К тому же увеличить выплаты для семей с детьми. И провести широкополосный интернет во все без исключения российские школы. А еще – за пять лет рекультивировать все без исключения проблемные свалки в стране. И немедленно перестать «кошмарить» добросовестный бизнес, который не должен «ходить под статьей». А еще… ниточка стремительно тянется в бесконечность.
Из-за этой бурной, безудержной вакханалии социальной щедрости даже для того, чтобы плюнуть в сторону Запада – пардон, напомнить о российских внешнеполитических приоритетах – у Путина осталось каких-то пятнадцать минут из полуторачасовой речи.
Кстати, если судить по тем 15 минутам – то с внешней политикой все совсем плохо. «Американцы сами все нарушают, а потом ищут оправдания и назначают виновных. А сателлиты США американцам аккуратненько подхрюкивают». Это было сказано о разрыве договора о РСМД, который первой нарушила Россия – но, в общем, данный пассаж достаточно точно характеризует отношение российского президента к внешнеполитическому положению страны в целом.
Но, если вернуться к главной, магистральной можно сказать, теме путинского спича, возникает закономерный вопрос – а за какие средства будет реализован этот душевный порыв российского руководителя? Особенно на фоне прогнозов экономического блока российского правительства и центробанка, где периодически говорят про «усилия по сохранению существующего уровня социальных расходов» – а не о рае земном, обещанном Владимиром Владимировичем?
Если верить самой путинской речи, то источником ресурсов для роста благосостояния Путин считает «прорывное развитие» страны, которое является «ключом к успеху». «Уже в 2021 году темпы роста российской экономики должны превысить 3%, а в дальнейшем опережать мировые. Эту задачу никто не снимает», – отмечает российский президент. Очевидно, подозревая, что нефть на 300% до конца года не вырастет. И, наверное, догадываясь, что даже прошлогодний рост ВВП России в 2,3% является вполне «нарисованным» – и в реальности заметно меньше, чем позапрошлогодние 1,6%.
Впрочем, штука в том, что «прорывное развитие» – средства от которого должны пойти многодетным и малообеспеченным, – так вот, это «прорывное развитие» на России возможно только при условии вывода войск с территории Донбасса и возврата Крыма Украине для выхода из-под международных санкций. Этот рост возможен при либерализации экономики и ограничении возможностей силовиков по «отжиму» эффективных и прибыльных бизнесов. Проще говоря, этот рост возможен только при условии, что на России сменится руководитель и произойдет буржуазная революция, которая положит конец «управляемой демократии» в Москве, феодализму на Кавказе, и первобытно-общинному ладу в более отдаленных регионах России. Этот рост возможен тогда и только тогда, когда президентское кресло займет кто-то даже отдаленно не похожий на Владимира Путина.
А поскольку в отставку российский президент будто не собирается – то и в дальнейшем ему придется сидеть на странном шпагате между обещаниями экономического счастья с одной стороны, и угрозами в адрес коварного Запада, который поставил Москве за беспорядочные геополитические авантюры экономический шах и мат – с другой. Поэтому быть и «великой», и сытой России в ближайшее время, кажется, не суждено.
Тарас Паньо / Depo.ua