Лидер армянской революции Никол Пашинян некоторое, довольно короткое время был ситуативным кумиром украинских горячих голов, которые уверовали в то, что «Армении удалось». Чуть позже, когда новая власть, которую возглавлял и олицетворял Пашинян, начала вести традиционную пророссийскую риторику, часть своих украинских сторонников армянский премьер, сам того не зная, растерял. А потом Армения логично и прогнозируемо перестала быть украинцам интересной, поскольку собственные события – акт агрессии России в Черном море, военное положение, выборы – захватили так, что на интерес к далекой чужой стране не хватало ни времени, ни вдохновения.
И вот в Украине вновь обратили внимание на южнокавказское государство из-за резонансной новости: Армения отправила почти 100 своих военнослужащих в Сирию. Сделано это было «по просьбе России», что следует читать как прямой приказ «старшего брата». В Кремле приказали ехать – армяне поехали. Конечно, цель визита завуалювали красивой фразой «не будут принимать участия в военных действиях, перед ними стоят гуманитарные задачи». Но для тех, кто помнит историю советской интервенции в Афганистан, ничего нового в этой формулировке нет. Россия Путина планомерно откатывается к временам Брежнева и такого желанного ею биполярного мира, поэтому обмануть фразами о «гуманитарных задачах» она может разве что собственных подданных. Тем более, в отличие от афганской истории, армянские цинковые гробы на Россию везти не будут.
То, что Армения – страна, абсолютно зависимая от России, ни для кого не секрет. Тут вам и экономическая составляющая, прежде всего энергетическая, и, что значительно важнее, политическая. Россия, которая еще в советском камуфляже помогла разжечь карабахский конфликт, теперь из-за своей 102-й военной базы является фактическим гарантом существования непризнанной миром Республики Арцах. Одновременно с этим само существование независимого от Азербайджана государственного образования является капканом, который удерживает Армению на российском крючке. Выйти из Карабаха армяне не могут – это будет предательство своих братьев, но и оставаться без посторонней поддержки тоже не могут, потому что силы враждующих сторон в настоящее время достаточно серьезно отличаются. Именно для этого нужна Россия в Армении. Но зачем нужна Армения в Сирии?
Как известно, Россия не любит никаких революций на собственных окраинах. Только такие, которые сама инспирирует. И даже к таким она относится с подозрением. Замечательный пример – грузинская «революция роз». Тогда Кремль, сыграв в нейтралитете, фактически «слил» Шеварднадзе, ожидая дружеских (в кремлевском понимании слова «дружба») отношений с новым руководством Грузии в лице Михаила Саакашвили. Когда через некоторое время оказалось, что у Саакашвили есть своя позиция относительно будущего как страны, так и своей власти, началась настоящая политическая война, которая завершилась войной реальной. Поэтому формула «революция – зло» является для Кремля константой.
Конечно, Пашинян во всех тех условиях, которые сложились в Армении, является революционером и реформатором в достаточно стесненных условиях. Грубо говоря – на поводке. Пока этот поводок позволяет, Пашинян занимается реформами (или их имитирует). А дальше – нельзя. Казалось бы, все и так идет неплохо, с начала года Россия подняла цены на газ для Армении на 10%. Но зачем было втягивать армян в сирийскую историю?
Да для того, что Путину нужна полностью управляемая Армения. (Точно так же, кстати, как и Беларусь, с которой тоже в конце прошлого года сыграли в интересную игру, последствия которой мы еще увидим в недалеком будущем.) Управляемая настолько, чтобы даже мыслей «пойти налево» у Пашиняна и Ко не возникало. А куда они могут рыпнуться после того, как мировое сообщество зафиксирует отнюдь не «гуманитарные задачи» в исполнении армянских военных? Только в «братские» объятия России. Об этом очень хорошо может рассказать тот же нерукопожатый Лукашенко.
Причем в обмен на эту тотальную лояльность Россия вполне может позволить Пашиняну провести какие-то мелкие реформы, чтобы завоевать у электората яркую популистическую привязанность. Собственно, в той же Беларуси президент реально, а не декларативно является популярной персоной. Пусть и не настолько, насколько ему рисуют на каждых выборах, но эта популярность имеет под собой реальную почву. Почему бы и Пашиняну не стать этаким армянским Лукашенко хотя бы в формате народной любви?
Но за все надо платить. Вот Армения и платит выполнением прихотей Кремля. Да, конечно, все это можно красиво обставить, к тому же сирийский Алеппо – город для армян знаковый: там еще в середине прошлого века жило более 60 тысяч представителей этого народа. Поэтому особых проблем в объяснении этой миссии у Пашиняна не будет. Но какими бы не были эти объяснения, истинная роль этих 83 военных – быть заложниками в руках Кремля. Заложниками, которые своими действиями еще больше подтолкнут Армению в российскую орбиту. Чего в глобальном смысле и пытается достичь Путин. Вспомните, оккупация Чехословакии в 1968 году после пражской весны тоже проходила благодаря не одним советским войскам. Да, это было формально, декоративно – на фоне 170 тысяч советских солдат 40 тысяч польских, 15 тысяч восточногерманских (которые вообще не входили на территорию ЧССР), 12,5 тысяч венгерских и всего 2,5 тысячи болгарских выглядели довольно скромно. Но это было. Чтобы показать единство соцлагеря и еще больше привязать оккупированные страны Восточной Европы к Кремлю.
Путин на самом деле уже давно не придумывает ничего нового. Вот и с Арменией он просто провернул старый проверенный трюк. А армяне… А их никто и не спрашивает. Разве самодержец интересуется мнением своего подданного? Сказано воевать, значит воевать.
Владимир Миленко / Depo.ua