п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Дикая среда обитания: Зачем россияне напали на Фирташа Последний санкционный список РФ в отношении украинских политиков и бизнесменов показал, что Москва больше не будет «платить» за условное ношение «косоворотки» на прямых эфирах

Суд Кипра, по сообщению СМИ, наложил арест на движимое и недвижимое имущество украинского олигарха Дмитрия Фирташа на сумму $46 млн. Учитывая масштаб фигуры, речь идет не о рядовом эпизоде скучной судебной стратегии

Эффект бабочки

Украинская политика — это сплошной эффект бабочки, а учитывая, что политика в нашей стране еще и инструмент формирования миллиардных финансовых потоков и, что немаловажно, их хеджирования, получается, что речь идет о гигантской бабочке мелового периода, эффект которой всегда непредсказуем.

Именно поэтому, в отличие от «скучных» стран, таких как какая-нибудь «штатная Австрия», где рассматривается сам факт, наша политическая «надстройка» в этом смысле представляет совершенно иной формат анализа, который, кроме фактов, лежащих на поверхности, должен охватить и глубинный подтекст происходящего.

Эволюция популяции олигархов в той или иной стране, как и в любом биологическом сообществе, может происходить либо естественным путем, либо в процессе резкого изменения внешней среды. В первом случае саморегуляция общества посредством запуска базовых общественных институтов приводит его в состояние гомеостаза, когда ключевые экономические и политические иерархии обладают способностью к сохранению своего стабильного внутреннего состояния и генерации скоординированных реакций. В биологии это называется динамическим равновесием. Это когда древняя рептилия благополучно доживает до наших дней в образе банального крокодила. Таким путем пошла Польша, где в процессе поступательной эволюции олигархический зародыш достаточно быстро переродился в стандартное европейское понятие большего бизнеса. Последний олигарх этой страны Ян Кульчик умер несколько лет назад, правда, в отличие от наших олигархов, он добывал уголь в Мозамбике, железную руду в Конго и газ в Брунее, а деньги вкладывал в Польшу. Украинские олигархи делают все с точностью до наоборот.

Наша страна, к сожалению, не смогла пойти более благоприятным для экономики и общества путем польской деолигархизации, когда большой бизнес владеет теми же медиа для зарабатывания прибыли и капитализации проектов, а не для влияния на власть или утверждения в оной с последующим снятием с общегосударственных потоков коррупционной ренты. Именно поэтому процесс деолигархизации у нас сейчас идет под воздействием внешних факторов, то есть в результате изменения среды обитания. А это уже больше похоже не на судьбу «речного каймана», который благополучно эволюционировал, а на карму динозавров, которые вымерли то ли в результате падения метеорита, то ли под воздействием иных глобальных факторов.

Сейчас внешняя среда меняется, и если в контексте климата происходит глобальное потепление, то в финансовой системе — глобальное замерзание. Так, на Западе последние несколько десятков лет существовал некий олигархическо-институциональный консенсус, когда развитые страны предоставляли олигархам из развивающихся стран свои рынки капитала, финансовый сервис и рыночную инфраструктуру. Взамен олигархи размещали в западных банках и офшорах свои активы и обеспечивали стабильность в своих странах. Все изменилось после «арабской весны», когда западные аналитики вдруг подсчитали, что ущерб, наносимый коррупцией в виде дестабилизации целого пояса стран, уже превышает выгоды от использования олигархических активов. Так был нарушен долгоиграющий консенсус, и Украина стала составной частью этого процесса «изгнания олигархов из рая». Наступила эра заката офшоров и рассвета стандартов БЕПС, когда с помощью целого ряда международных конвенций операции контролируемых иностранных компаний должны быть взяты под неусыпный международный фискальный контроль.

Между «умными» и «красивыми»

Однако особенность Украины в том, что ее внешняя среда изменилась не только на Западе, но и на Востоке. С тем лишь отличием, что на Западе требуют играть по общим правилам, а на Востоке — прямо противоположное. Приходится разрываться между «умными» и «красивыми».

Последний санкционный список РФ в отношении украинских политиков и бизнесменов показал, что Москва больше не будет «платить» за условное ношение «косоворотки» на прямых эфирах. Ей нужно сформировать свой «восточный легион», а для этого все его участники должны быть объединены под жестким руководством одного единоначального легата. Особенно данные изменения должны были ударить по любителям держать яйца в разных корзинах.

А Дмитрий Фирташ всегда отличался стремлением к политическому хеджированию: долгое время его связывала дружба как с известным спортсменом-политиком, так и с представителями «Оппозиционного блока», хотя с точки зрения политического позиционирования это были прямо противоположные спектры.

Но вернемся к эффекту бабочки. За последние несколько месяцев произошло несколько событий, прямо не связанных между собой. В ноябре 2018-го в украинский ВТБ Банк, который является дочерней структурой одноименного российского системного финучреждения, по решению НБУ была введена временная администрация. Учитывая, с каким «придыханием» регулятор относился к группе «российских банков» в нашей стране, данное событие вызвало некоторое удивление. И оно лишь усилилось, когда через считанные недели, буквально транзитом, банк был отправлен на ликвидацию, хотя обычно для принятия такого решения отводится хотя бы шесть месяцев. Уже тогда ходили слухи, что банк просто было выгодно убрать по причине того, что ему многие должны в Украине, особенно в крупном корпоративном секторе. Речь шла о миллиардах, и принцип «хороший кредитор — кредитор-банкрот» был тут как нельзя кстати.

В свое время ВТБ Банк начал свои операции в Украине параллельно с группой других «сородичей», и эти инвестиции были, скорее всего, политическими, ведь зачастую кредитовались весьма долгоиграющие проекты. Так покупалась лояльность к РФ украинских элит. Как полагали в Москве, лучший стимулятор преданности — закредитованность.

Второй факт, на который стоило бы обратить внимание, — это визит Виктора Медведчука в Минск и милая беседа его с «бацькой».

Очевидно, что Лукашенко провел этот «раут» исключительно по просьбе Кремля. Здесь уже непрозрачно просматривается выстраиваемая триада в виде Путина, Лукашенко и Медведчука с проекцией оной на исторический триумвират «трех братских народов», что в сознании, а точнее, в подсознании значительной части нашего электората должно выработать безусловный голосовательный рефлекс.

И факт третий, который и стал информповодом для данной статьи, — арест кипрским судом (окружной суд города Лимасол) активов Дмитрия Фирташа, прямо или опосредованно ему принадлежащих. Сумма обеспечительного иска составила $46 млн, и инициирован он был как раз российским банком ВТБ, который кредитовал ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс» и ООО «Титановые инвестиции» на сумму в 2,5 млрд руб. (в указанных структурах, по данным некоторых СМИ, олигарх является бенефициаром). Потенциально аресту активов может подвергнуться и базовая холдинговая компания Дмитрия Фирташа Group DF Holdings Limited, которая является корпоративным сердцем его бизнес-империи. А теперь внимание — даты! Иск в кипрский суд был подан ВТБ 20 декабря 2018-го, в то время как решение о введении временной администрации в его дочернюю структуру в Украине было принято НБУ 28 ноября прошлого года, а решение о ликвидации — 18 декабря. Совпадение? Не думаю.

Примечательный факт: исходя из доступной информации, кредит указанным фирмам был выдан в апреле 2015-го, а платежи по его обслуживанию прекращены уже в феврале 2016-го, но иск был подан лишь в декабре 2018-го, то есть спустя более 2,5 лет и на «излете» срока исковой давности в три года, который бы истек в феврале 2019-го.

Ну а теперь перейдем к конспирологии. В знаменитом романе Янна Мартела «Жизнь Пи», который больше помнят по одноименному фильму, мальчик, спасшийся после кораблекрушения, рассказывает страховым агентам судна две истории произошедшего с ним в открытом океане. В первой он спасается в одной лодке с тигром, во второй — с коком-людоедом. В нашей истории будет тоже два варианта. Вариант первый (там, где кок): произошедшее на Кипре является частью масштабной игры, затеянной в Кремле по принуждению части украинских политических элит к «послушанию», и на выходе данного процесса ожидается результат в виде того самого «восточного легиона» во главе с одним полновластным легатом, обеспеченным не только финансово, но и политически и, что не менее важно, медийно.

Вариант второй (там, где тигр): в Кремле окончательно устали от «малороссийской шатости» наших олигархов и дали отмашку своим структурам: не знаете, как действовать, действуйте по закону. А вам какая история больше нравится?


Алексей Кущ / Деловая столица
Поділіться цим