К тому, что в голову действующего президента США приходят странные идеи, все, в общем, уже привыкли. Как и к тому, что очень многие из этих идей касаются выхода США из какого-то очередного союза. Либо международной организации. Либо, на крайний случай, хотя бы международного договора, от которого зависит будущее планеты.
Ни для кого не секрет, что администрация действующего президента США вышла из Азиатско-Тихоокеанской торговой сделки, Североамериканской зоны свободной торговли, Парижского соглашения по климату. И планирует выйти из договора о ракетах средней и малой дальности с Россией (на очереди — договор по стратегическим наступательным вооружениям), и многих других, больших и меньших сделок.
Однако информация, опубликованная на этой неделе The New York Times, шокирует даже людей, которые привыкли к этой особенности политики Трампа.
Ее суть сводится к тому, что действующий президент США на протяжении прошлого года неоднократно и вполне всерьез говорил о возможности выхода США из НАТО. Говорил он об этом конфиденциально, жалуясь на то, что участие в альянсе отнимает слишком много средств и истощает США.
Тогда только самоотверженные усилия президентской команды в целом, и бывшего министра обороны Мэттиса и советника по вопросам нацбезопасности Болтона в частности, позволили удержать всю эту историю в тайне на протяжении достаточно длительного времени. Во время летнего саммита Трамп всласть покричал на руководителей других членов альянса, пожаловался на непомерные финансовые траты, и даже предположил, что НАТО будет защищать не всех своих членов. Но тезис о выходе США так и не прозвучал. На отсутствии данного тезиса настаивали несколько участников того веселого саммита, в частности, президент Франции Макрон.
Впрочем, сейчас анонимные источники сообщают журналистам, что история, к сожалению, далека от завершения. Тема может всплыть на поверхность снова — поскольку Дональда Трампа не устраивает темп наращивания военных расходов многими членами Североатлантического альянса.
Говорить об этой угрозе, по сути, как-то даже неудобно. День выхода США из НАТО станет национальным праздником на России, и разгладит увядший ботокс на лице Путина на много лет вперед. Япония будет вынуждена подружиться не только с Россией, но и Китаем. Европе придется делать выбор между политикой перманентного умиротворения Путина — и созданием собственных вооруженных сил. Практически все союзники США на планете будут вынуждены перестраивать свою политику в реальности, в которой гарантии Вашингтона ничего не весят.
Понимает ли это Трамп — сказать сложно. Но на тот факт, что даже гипотетические и конфиденциальные разговоры о возможном выходе США из НАТО являются фактически геополитическим преступлением, Трамп явно не обращает внимания.
Другой вопрос — для чего эти разговоры звучали в 2018 году, и могут ли они зазвучать снова уже теперь.
Ответ на этот вопрос также зависит от того, насколько действующий президент США осознает масштаб ситуации.
Возможно, конечно, что Трамп и вправду считает, что сэкономив несколько миллиардов на содержании баз в Европе и, к примеру, Японии, он сможет снизить налоги для своего электората и получить шансы на повторное избрание.
Но наиболее вероятно, что все не совсем так. Что нынешняя утечка информации касательно «выхода из НАТО» была спланирована и санкционирована. И ее цель, как и цель разговоров о выходе в июле 2018-го года — отвлечь внимание американских избирателей от двух вещей, которые продолжают разрушать имидж Трампа.
Первая из них — это бодрое наступление на позиции Трампа со стороны свежеизбранного Конгресса. В котором с новой силой зазвучали обвинения в том, что Трамп все же сотрудничал с Россией в процессе своего избрания, и умалчивал детали своих переговоров с Владимиром Путиным. Например, конгрессмен от штата Калифорния Адам Шифф, который сейчас возглавляет Комитет Палаты представителей по разведке, официально попросил своих республиканских коллег поддержать его попытки получить записи или показания переводчика, который работал на одной из частных встреч между Трампом и Путиным.
А ФБР проводит расследование в отношении Трампа, чтобы проверить, не находился ли он под влиянием России, когда уволил Джеймса Коми с поста директора ФБР в 2017 году.
Всему этому действующий президент США может противопоставить только свой стандартный набор из твиттов о «ничего такого не было» и «все это — всего лишь история с охотой на ведьм». Чего в данном случае, очевидно, явно недостаточно.
Вторая вещь, которая наносит непоправимые потери рейтингу президента США — это продолжение правительственного шатдауна, который отправил в неоплачиваемые отпуска около 400 тысяч государственных служащих, а еще примерно такое же количество зависимых от госбюджета людей вынуждены выполнять свою работу даром. И поскольку в шатдауне значительное большинство граждан США обвиняют именно президента, то каждый следующий день приводит к новым репутационным потерям. Как станет репутационной потерей для Трампа и прекращение шатдауна — со сдачей на милость демократов из Конгресса.
В подобной атмосфере переключение всеобщего внимания на тему «получится или не получится у Трампа с НАТО» может показаться бывшему ведущему реалити-шоу удачным сюжетным ходом. Хотя в реальности сработает этот ход на несколько дней, не более того. А в случае реальных попыток Дональда Трампа вывести США из состава Северо-Атлантического альянса вполне может спровоцировать сценарий импичмента, для борьбы с которым и был, кажется, предпринят данный тактический маневр.
Тарас Паньо / Depo.ua