«Ну вот сегодня я увидел, что за машиной, на которой я езжу, другая машина какая-то ездит, думал – кто такие? Но дали информацию, что это специальные службы», – отметил Садовый в эфире «Громадського радио». По законам жанра предвыборного детектива, он не уточнил, откуда такая информация и какая именно спецслужба за ним следит. «Хотя бы должны были сообщить, что они какой-то надзор за мной устанавливают. Но решили, вероятно, это сделать самостоятельно», – сказал Садовый. И стал едва ли не главным ньюзмейкером выходного дня.
Предположим, что за Андреем Ивановичем действительно следили спецслужбы. Он уже официальный кандидат в президенты, возможно, была какая-то информация об угрозе жизни. Тем более, что в биографии Садового уже были истории с покушениями. 25 июля 2014 года пресс-служба Львовского горсовета сообщила: по дому городского головы нанесен удар из противотанкового гранатомета «Муха». Снаряд попал в угол дома, в результате чего были повреждены кровля, балка и четыре секции окон на третьем этаже. Напомним, что у Садового дом немалый. В момент выстрела мэра и его семьи дома не было.
Второе покушение случилось в этом же году, но 26 декабря. И снова стреляли из гранатомета. В доме львовского градоначальника выбило окна и двери, также частично была повреждена одна стена. И на этот раз Андрея Ивановича и членов семьи дома не было. Сам мэр тогда прокомментировал инцидент так: «Это уже переходит границы здравого смысла! Но если не раскрыто предыдущее покушение, то этого следовало ожидать».
Третье покушение произошло вечером 29 октября 2015-го. Тогда во двор Садового бросили гранату. На этот раз семья была дома. «Приехал домой, переоделся, и мы с женой были на кухне, смотрели передачу. И в это время – взрыв, гаснет свет, начинают плакать дети», – рассказал городской председатель Львова. Правоохранители задержали злоумышленника. Им оказался 29-летний львовянин Александр Гживинский, который представился бойцом батальона «Айдар». Объяснил: гранату бросил в знак личного протеста против чиновников.
А в начале февраля 2016-го полиция оперативно установила личность мужчины, который позвонил на «горячую» линию 102 и заявил, что «имеет задачу застрелить мэра Львова». Выяснилось, что звонил заключенный одной из исправительных колоний Львовщины. Он воспользовался мобильным телефоном, назвав при этом имя и фамилию другого заключенного этой колонии, который перед этим вышел на волю.
Есть ли смысл установить наблюдение за кандидатом в президенты, который как магнит притягивает к себе покушения? Впрочем, критики Садового намекали: эти инциденты могли быть и пиаром Андрея Ивановича.
Но это такое – кому нравится версия о пиаре, тот в нее поверит. Ведь и нынешнее заявление мэра Львова очень похоже на попытку привлечь к себе дополнительное внимание общества. Если «дали информацию» в самой СБУ, тогда непонятно, зачем это разглашать. Когда же сообщили посторонние лица, то заявление Садового становится похожим на слова его будущего конкурента на президентских выборах Анатолия Гриценко.
Напомним, после столкновения в Одессе (оно случилось 28 ноября), когда досталось на орехи сторонникам полковника (он еще не был тогда официально выдвинут в президенты), тот рассказал: честные офицеры из СБУ сообщили, что за этим инцидентом стоят спецслужбы. Однако никаких документальных доказательств своих слов он не привел. Зато предупредил Юлию Тимошенко, Владимира Зеленского и Святослава Вакарчука: подобные провокации готовятся и против них. Предупредил одних, а «следили» за другим.
Почему в кавычках? Вспомним еще одну историю. 29 августа 2015 года перед голосованием за изменения в Конституцию относительно децентрализации (сам день голосования, 31 августа, стал трагической страницей – тогда в результате бросания гранаты в нацгвардейцев погибли четверо правоохранителей, около ста получили ранения) мэр Львова заявил о давлении и попытках подкупа его соратников по парламенту. Имен «покупателей» не назвал. В то же время депутаты «Самопомочи» опровергли факт подкупа.
На слова Садового отреагировали в Генпрокуратуре и пригласили его, чтобы он сообщил подробности. Выйдя из помещения ГПУ, львовский мэр объяснил: давление было, так как приглашали на различные встречи. «Что предлагали или не предлагали, посмотрим, будут ли они иметь смелость это вопрос когда-то раскрыть», – переадресовал он вопрос журналистов об именах «покупателей» своим же коллегам. После того голосования, напомним, из фракции «Самопомич» исключили сразу пятерых депутатов: Анну Гопко, Викторию Пташник, Виктора Кривенко, Остапа Еднака и Павла Кишкаря, однако за три с половиной года от Садового никто не услышал фамилий людей, которые якобы занимались подкупом его соратников.
Отсюда – вывод. Значительное количество кандидатов в президенты – это нездоровая конкуренция. Поэтому следить могут не спецслужбы, а конкуренты. Чтобы словить на каком-то компромате или просто напугать. Эксперты почти единодушны – выборы обещают быть грязными. И причина этого – в настроении отдельных выдвиженцев, которые намеренно радикализируют предвыборную кампанию. Уважаемые, слова иногда материализуются, не притягивайте к себе и к другим неприятности. Ведь из-за того, что на кого-то из кандидатов будет совершено покушение, проигрывают все.
Юрий Васильченко / Depo.ua