четвер, 21 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Россия боится: Зачем Кремль устроил две акции в Керченском проливе Российская власть недооценила, что означает свобода судоходства в мире

Россия боится санкций против своих портов и судов, поэтому в декабре оккупанты Крыма провели две акции с пропуском кораблей через Керченский пролив. И именно санкции могут сказать свое веское слово в вопросе блокады Керченского пролива и Азовского моря. Такое мнение высказал в комментарии Апострофу эксперт по вопросам Крыма, главный редактор портала BlackSeaNews, глава наблюдательного совета фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко.

Россия недооценила мир

Нам было очень интересно, как будут разворачиваться события в первой половине декабря. Почему? Потому в конце ноября тема с созданием препятствий свободному судоходству попала на самую высокую международную планку. На это обратили внимание и США, и Европарламент, и страны ЕС — появилась идея о азовском пакете санкций. Мы еще в мае этого года предложили ввести санкции против российских портов Азовского и Черного морей за то, что они почти пять лет направляют свои суда на оккупированную территорию, то есть в Крым. В том, что полуостров оккупирован, сомнений нет. И санкции в отношении оккупации Крыма тоже сомнений не вызывают. Перспектива подвести под эти санкции российские порты Азовского и Черного морей является весьма реальной и мы и дальше будем этим заниматься.

Мы считаем, что РФ недооценила, что означает свобода судоходства в мире. Например, в США свобода судоходства равна свободе торговли, а это такие же базовые фундаментальные права, как свобода слова, демократия и тому подобное. Аналогичная ситуация с Великобританией. Поэтому когда разъяснительная работа со стороны Украины дошла до людей, которые занимаются международной политикой, торговлей, то они начали резко на это реагировать. И добавим сюда еще инцидента 25 ноября…

Конечно, эти события добавили керосина в огонь. Видео, где под мост подгоняют старый танкер и перегораживают Керченский пролив, стало символом и безоговорочным доказательством того, что после оккупации Крыма Россия заявила, что весь Керченский пролив и морское пространство возле Крыма также принадлежит ей. В мире эта информация была воспринята как посягательство на аннексию морского пространства, прилегающего к Крыму. В этом контексте ситуация в Азовском море стала в иностранных СМИ трактоваться так: «России мало Крыма, она оккупировала еще и Азовское море».

На сегодняшний день у нас еще нет санкций или уже принятых решений в связи с этими проблемами. У нас нет! Хотя наши чиновники говорят об этом каждый день. А США смотрят на поведение Европы и намекают, что пропускают Брюссель в этом вопросе и поддержат его решение.

Сценарии развития ситуации

Мы давно прогнозировали, что Россия все-таки пойдет на обострение. Я не исключал, что они совсем повернут этот ключик в замке, и не будут пропускать никого, то есть осуществят полную блокаду Азовского моря. Тем более, что зимой можно рассказывать о штормах и ветрах. Они этого пока не сделали. Более того, мы с очень большим удивлением увидели, что они в первой половине декабря 2018 ощутимо уменьшили среднее время задержки судов в Керченском проливе.

В цифрах это выглядит примерно так: в ноябре на входе из Черного моря в Азовское среднее время задержки судов составляло 124 часа – это больше, чем пять суток. Сейчас в том же районе за первую половину декабря мы имеем 65 часов, то есть вдвое меньше. Но это все еще больше, чем в июле, когда суда стояли в среднем 28 часов, и мы считали, что это катастрофа. Подобная ситуация и на выходе из Азовского моря в Черное: среднее время было 115 часов, а стало – 48.

Причины «щедрости»

Выглядело это так. 6 и 7 декабря корабли ожидали, как обычно, и вдруг – раз – и пропустили всех. Аналогичная ситуация повторилась 13-14 декабря. Позже стало понятно, почему так случилось. 8 декабря утром в Москве впервые состоялся брифинг вице-адмирала Вольского. Это первый заместитель командующего береговой охраны ФСБ. Основным тезисом этого брифинга было то, что нет никакой блокады.

13 и 14 декабря была вторая серия этого спектакля. В эти дни собирался Совет ЕС – он должен был обсуждать азовский пакет санкций. То есть первый раз все корабли пропустили перед пресс-конференцией береговой охраны, а второй – в канун собрания Совета ЕС. Это доказывает, что Москва боится санкций против своих портов и судов. Если их введут, они будут эффективными, поэтому россияне пытаются вести свою игру, чтобы этих ограничений не было. Посмотрим, чем это все закончится.

Чего ждать зимой

Если за первую половину ноября в Мариуполь и Бердянск прибыли 30 судов, то за первую половину декабря – лишь 13. То есть почти втрое меньше. Очень трудно однозначно сказать, какие факторы к этому привели. Бесспорно, на ситуацию повлияла блокада – судовладельцы отказываются забирать грузы в Мариуполе или Бердянске. Но есть еще фактор погоды – зимой трафик через Керченский пролив всегда падал. Еще не понятно, какой будет погода зимой и будет ли ледовая кампания. Нельзя исключать, что к нынешней де-факто блокаде присоединится еще и природа, если будет тяжелая зима.



Поділіться цим